Выбор самого экономичного способа отопления гаража
Выбор самого экономичного способа отопления гаража
Большинство автолюбителей используют гараж не только по прямому назначению, но и в качестве помещения, где можно отдохнуть от домашних дел, заняться хобби или какими-то хозяйственными делами. Чтобы пребывание в гараже оставалось комфортным и в зимнее время, помещение необходимо как-то отапливать.
Чтобы отопление было экономичным, необходимо знать особенности существующих способов обогрева, так как выбрать из них оптимальный для себя можно только с учётом конкретной ситуации и ряда факторов: габаритов помещения, его удаленности от жилья, доступности потребляемого топлива, бюджета на обеспечение гаража теплом и т.д.
Варианты отопления стандартного гаража на один автомобиль
Наиболее востребованный и самый экономичный способ — отопление гаража электричеством, особенно, если строение располагается на некотором удалении от дома, имеет небольшие габариты и посещается в зимнее время не часто.
Предлагается несколько способов отопления гаражного помещения с использованием электричества.
Конвектор
Модели электроконвекторов для использования в гаражах и других помещениях технического назначения
Надежный и эффективный прибор, принцип работы которого основан на конвекции воздуха, инициируемой нагревательными элементами — холодный воздух поступает в прибор снизу и, нагреваясь при контакте с ТЭНом, теплым поднимается кверху.
Конвекторы выпускаются в напольном, настенном или универсальном исполнении — на опорных ножках, с кронштейнами для крепежа к стене либо оснащёнными обоими варианта крепежа. Последняя разновидность особенно удобна, так как позволяет компактно разместить отопитель на стене с возможностью быстрого демонтажа и установки рядом с автомобилем — по месту выполнения ремонта.
Достоинства электрического конвектора:
- быстрый нагрев до рабочего состояния;
- обогрев в автоматическом режиме – вручную устанавливается определенное значение температуры, по достижении которой устройство отключается и возобновляет обогрев помещения только при охлаждении воздушной среды на величину в 1 градус;
- безопасность эксплуатации и простота текущего ухода;
- долговечность;
- возможность применения в помещениях с высокой влажностью и загрязненностью, так как действующие элементы прибора закрыты защитным корпусом.
- более высокая по сравнению с некоторыми другими видами электрообогревателей (кварцевые) стоимость;
- достижение эффекта от работы конвектора в гараже наступает по истечении минимум получаса времени;
- повышенное потребление электроэнергии.
Тепловентилятор
Переносной тепловентилятор повышенной мощности напольного исполнения для хозяйственных и производственных нужд
Принцип работы: посредством электричества нагревается теплообменник (ТЭНы либо спираль), воздух из помещения вентилятором нагнетается в обогреватель, пропускается между нагревательными элементами и уже горячим снова возвращается в гараж.
- экологичность — отсутствие каких бы то ни было выделений в окружающее пространство при работе;
- удобство регулировки интенсивности обогрева – имеются переключатели режимов обогрева (отключение части ТЭНов) и скорости вращения вентиляторов;
- небольшие габариты и мобильность – может устанавливаться в любом месте гаража;
- возможность фокусированного обогрева зон или предметов;
- быстрый прогрев помещения;
- оснащённость устройствами автоматического отключения при перегреве или опрокидывании;
- возможность дополнительной самостоятельной комплектации электромеханическим терморегулятором для автоматического поддержания заданной температуры в помещении;
- невысокая стоимость электроприборов малой и средней мощности;
- простота эксплуатации и содержания в рабочем состоянии.
Как и всякий агрегат, тепловентилятор имеет и недостатки, которые в обязательно порядке следует учитывать:
- сопутствующее обогреву снижение влажности воздуха в помещении;
- наличие фактора скопления пыли на ТЭНах, чреватого возгоранием или, как минимум, неприятным запахом в гараже;
- обусловленная работой вентилятора шумность;
- повышенное потребление электроэнергии.
Несмотря на перечисленные недостатки, использование тепловентилятора является наиболее востребованным отоплением для гаража.
Тепловая пушка
Лёгкая тепловая пушка модели Timberk с ручкой для удобства перемещения
Компактный и удобный в работе прибор, обеспечивающий быстрый и эффективный прогрев гаража. От тепловентилятора отличается в разы более высокой мощностью ТЭНов. В основе аппарата — электрические нагреватели и вентилятор высокой продуктивности, обеспечивающий интенсивный обдув ТЭНов воздухом, обуславливающий быстрое распространение тепла в помещении.
Подключение тепловых пушек повышенной мощности требуется трёхфазная электросеть напряжением 380 В, менее мощные агрегаты рассчитаны на 220 В.
В гаражах малой площади применение тепловых пушек создаёт запылённость воздуха, поэтому эффективно использовать их там можно только при условии постоянного соблюдения чистоты в помещении, в том числе, путём качественной отделки ограждающих конструкций.
Инфракрасный обогреватель
Инфракрасные обогреватели в различном исполнении: штативный, настенные и потолочные
Работа прибора основана на испускании инфракрасных лучей, которые, достигая поверхности предметов на пути распространения, нагревают их, а те, в свою очередь, отдают тепло помещению. Такие устройства иногда называют обогревателями UFO, но УФО — распространённая в обиходе одноимённая аббревиатура кириллицей не имеет отношения к ультрафиолетовому облучению.
UFO-обогреватели выпускаются различных габаритов и мощности, могут быть на ножке либо рассчитаны на крепление к вертикальному или горизонтальному основанию (стена, потолок). При условии влагозащищённого исполнения корпуса или размещения под навесом инфракрасные обогреватели можно использовать и перед гаражом на улице.
- экономичное потребление электричества;
- простота эксплуатации и установки;
- надежность, безопасность и экологичность.
Недостатком инфракрасных обогревателей при использовании в ограниченном пространстве гаража является воздействие ИК-лучей на малую площадь, что обуславливает меньшую отдачу тепла предметами в воздух. Но при фокусировании излучения в направлении актуальной зоны эти отопители достаточно эффективны.
Важно! Значительный нагрев корпуса обогревателей UFO во время работы требует осторожности в обращении с прибором в тесном гараже.
Водяное отопление большого капитального гаража
Наиболее привычной для потребителей является водяная система отопления, использование которой в просторных гаражах оправдано многими факторами, в том числе также возможностью монтажа своими руками. Если расходы на приобретение отопительного котла, радиаторов и остальных комплектующих владельца гаража не смущают, то водяное отопление — оптимальный способ обогрева капитального гаража больших габаритов.
Эксплуатация водяной системы отопления гараж требует соблюдения следующих правил:
- обустроить ограждающие конструкции, в том числе ворота, утеплением — это даст до 40% экономии энергоносителя;
- в качестве теплоносителя использовать незамерзающую жидкость — это избавит от необходимости сливать воду на время длительного отсутствия владельца;
- во избежание повреждения использовать радиаторы отопления промышленного применения, антивандального исполнения.
Если удаленность гаража не более 20 м от дома, можно подключить его к системе отопления жилья (в случае автономного обогрева — при достаточной мощности обогревательного котла). Но отопление гаража большой площади потребует значительного дополнительного расхода теплоносителя, то есть установки общего высокомощного котла, эксплуатация которого в летнее время будет экономически не оправданной. Поэтому в просторном гараже целесообразнее устроить автономную систему отопления и установить индивидуальный котел. После принятия такого решения необходимо определиться с оптимальным для конкретных условий топливом, под которое и будет приобретаться отопительный котёл.
По стоимости энергоносителя (природного газа) это самый экономный способ отопления гаража, но он сопровождается скрытыми расходами:
- оформление проектной и разрешительной документации;
- оплата работы лицензированных специалистов по монтажу газового оборудования;
- расходы на вентиляцию и отвод продуктов сгорания;
- затраты на регламентные работы по котлу;
- возможно, необходимое сооружение и последующее обслуживание дымохода.
Как вариант, для обогрева гаража можно использовать инфракрасные газовые обогреватели, обогревательные панели, конвекторы, потребляющие сжиженный пропан и бутан в баллонах — это избавляет от необходимости хождения по инстанциям, но добавляет проблему обеспечения топливом.
- преимущества – высокий уровень автоматизации системы отопления, при использовании природного газа — постоянное наличие энергоносителя в магистрали, экономичность и высокий КПД газового оборудования;
- недостатки – наличие фактора опасности взрыва, пожара или отравления угарным газом.
При использовании газового отопления владелец строения должен особенно строго соблюдать в своем гараже требования безопасности.
Хороший вариант для гаража – конденсационный автоматический агрегат паро-капельного типа, который экономичнее иных моделей на величину до 15%, так как способен эффективно работать при низком давлении газа. В теплообменнике такого котла вода от нагрева газовой горелкой превращается в пар, а затем опять конденсируется в жидкое состояние, что сопровождается выделением тепла. Такие котлы производятся в напольном и настенном исполнении. Для гаража предпочтителен второй вариант, исключающий вероятность опрокидывания при выполнении каких-то работ.
Электричество
Отопление при помощи электрического котла — для гаража довольно дорогое решение проблемы обогрева. Если альтернативного вида топлива нет, то лучше использовать электроприборы (конвекторы, вентиляторы, тепловые пушки, обогреватели УФО – подробно рассказано выше).
При использовании в помещении электрообогревательного оборудования с открытым расположение нагревательных элементов (спирали, ТЭНы) необходимо убрать из гаража легковоспламеняющиеся и горючие материалы (ГСМ, растворители, краски, пакля и т.д.).
Твердое топливо
Котёл пиролизного типа длительного горения Atmos производства Чехии
На сегодняшний день твердотопливные котлы пользуются спросом владельцев жилья и зданий производственного назначения наравне с газовым оборудованием. Топливом служат уголь, опилки, дрова. Это достаточно экономное отопление, хорошо обеспечивающее помещение теплом.
Недостатки обогрева гаража твёрдотопливным котлом:
- потребность в отводе дыма;
- необходимость выделения значительной площади для обустройства места хранения топлива, что в условиях гаража не всегда представляется возможным;
- опасность нахождения в гараже всего того, что может воспламениться от искры при открывании дверцы топки;
- необходимость регулярной очистки топки от золы, а трубы — от сажи.
Наиболее совершенным, а потому экономичным видом твердотопливного котла является агрегат пиролизного типа, где топливо под воздействием высоких температур разлагается на две составляющие — пиролизный газ и золу, каждая из которых практически без остатка сжигается в отдельной камере.
В большинстве моделей пиролизных котлов в качестве топлива используется только древесина, пеллеты и отходы (не сыпучие) деревообрабатывающей промышленности. Однако производятся и универсальные агрегаты, рассчитанные также на использование угля и торфяных брикетов. Единственное общее для всех моделей условий — чтобы котёл мог выйти на режим пиролиза, влажность топлива не должна превышать 20%, иначе он будет работать как обычный твёрдотопливный отопитель.
Однако котлы пиролизного типа являются дорогостоящим оборудованием, и потому использовать их для обогрева гаража может позволить себе далеко не каждый потребитель — по-настоящему экономно отопление гаража своими руками только тогда, когда значительных затрат не требуют все составляющие процесса.
Для более наглядного представления о том, как оборудовать гараж печкой, можно посмотреть это видео:
Печку соорудить не сложно, посмотрев соответствующее видео.
Отработка как вид топлива
Существуют специальные печи, которые в качестве топлива используют отработанное машинное масло, расход которого составляет до 1 литра в час.
Недостаток такого способа отопления заключается в необходимости очистки масла в специальных установках (можно смастерить и самостоятельно), так как сжигание отработанных смазывающих жидкостей без предварительной адаптации топлива к процессу чревато выходом печи из строя.
Воздушная система отопления для гаража
Воздушное отопление пользуется не такой большой популярностью у владельцев гаража, как водяное, однако с его помощью можно не только обогревать, но и вентилировать помещение.
Способ заключается в оборудовании гаража воздуховодом с дефлекторами, по которым поступает воздух, нагнетаемый вентилятором тепловой пушки или тепловентилятора и пропускаемый дополнительно через воздушный фильтр.
Основное преимущество воздушного отопления для гаража – быстрое одновременное просушивание всего объема, что предотвращает агрессивное воздействие влаги на автомобиль и другие предметы обстановки.
Совет
Чтобы сократить затраты на отопление, владельцу рекомендуется утеплить в гараже снаружи стены и потолок, предварительно заделав все щели и дыры. Для теплоизоляции стен можно использовать листы пенопласта, для потолка и пола – керамзит. Использование минераловатных плит потребует последующего выполнения гидроизоляции
Правильно выбранная система отопления гаража не только обеспечит комфортный температурный режим в помещении, убережёт ограждающие конструкции от сырости, но и предотвратит развитие коррозии на металлических частях автомобиля, что губительно для техники.
Решаем вопрос с отоплением гаража
В помещении для хранения авто- и мототехники рекомендуется предусмотреть отопление, особенно если гараж круглогодично используется как мастерская. Источник тепла и способ распределения тепловой энергии по помещению выбирается в зависимости от требований к температурному режиму и особенностей постройки. Чтобы сэкономить финансовые средства, можно сделать отопление гаража своими руками.
Отопление в гараже
Зачем гаражу отопление?
Существует несколько причин для того, чтобы обеспечить обогрев гаража:
- При отрицательных температурах у масла и технических жидкостей в агрегатах и узлах автомобиля ухудшаются эксплуатационные свойства. Это ведет к проблемам при запуске двигателя в мороз, провоцирует повышенный износ механизмов.
- Проводить работы по обслуживанию и ремонту авто некомфортно при температуре ниже +5°С.
- В регулярно отапливаемом гараже воздух суше, благодаря чему снижается риск коррозии кузова автомобиля.
Если в гараже тепло, в нем удобно работать, прогрев помещения позволяет без хлопот заводить машину в любые морозы.
Температурные условия
Планируя сделать отопление в гараже своими руками, важно учитывать специфику помещения:
- протапливают его периодически, в соответствии с потребностями, а не постоянно, как жилой дом;
- у постройки для автомобиля и другой техники обычно отсутствует теплоизоляция, то есть, тепло быстро улетучивается;
- нет необходимости поднимать температуру до значений, соответствующих жилым помещениям — для хранения техники достаточно +5°С, работать комфортно при +15°С.
Чтобы сэкономить на обустройстве и эксплуатации отопления гаражных помещений, на этапе выбора оборудования и проектирования системы требуется знать:
- насколько часто и как долго вы планируете находиться в гараже в холодный сезон;
- какие виды работ будут выполняться;
- есть ли специфические требования к температурному режиму хранения вашей техники;
- какой энергоноситель проще и выгоднее приобретать.
Оценив ситуацию, можно выбрать вид теплогенератора, рассчитать его мощность, определить место установки самого агрегата и расположение приборов отопления, если они предусмотрены проектом.
Критерии выбора отопления
Если гараж пристроен к жилому дому, он не промерзает за счет теплоотдачи основного строения. Для отопления помещения под хранение и ремонт техники достаточно вывести в него дополнительный отопительный контур. Количество радиаторов зависит от размеров пристройки.
Отдельно стоящий гараж нуждается в автономном источнике тепла.
Системы отопления гаража различаются по следующим параметрам:
- стоимость всего комплекса оборудования и его установки;
- мощность отопления;
- особенности эксплуатации (в том числе постоянный присмотр за работающим теплогенератором);
- стоимость энергоносителя;
- пожарная безопасность.
Выбор по энергоносителю
В качестве энергоносителя стоит рассматривать электричество, твердое и жидкое топливо. Установка газового котла нецелесообразна — монтаж газопровода обойдется слишком дорого, а использование газовых баллонов в условиях гаража небезопасно.
Электроэнергия — дорогой энергоноситель, но если прогрев для гаража требуется включать лишь от случая к случаю, есть смысл использовать тепловую пушку или калориферы. Для регулярного обогрева или при необходимости поддерживать определенную температуру в помещении подойдет электрокотел. Подсоединив к нему теплоаккумулятор, вы сможете не только экономить электричество, пользуясь только ночным тарифом, но и обеспечивать обогрев гаража долгое время после отключения оборудования.
Электрические калориферы
Твердое топливо доступно по цене и позволяет не зависеть от электроснабжения. Самодельная печка в гараж на дровах, угле или отходах деревообработки нуждается в постоянном контроле и обслуживании. Обычная печка-буржуйка дает возможность отопить гараж небольшого размера на время проведения работ. Если печку или дымоход снабдить водяной рубашкой и смонтировать отопительный контур с принудительной циркуляцией, прогрев помещения будет более длительным и равномерным. Твердотопливный котел + теплоаккумулятор — практичный вариант при необходимости постоянно поддерживать в гараже тепло.
Жидкотопливные агрегаты используются редко — это связано с неприятным запахом топлива, неудобством его хранения. Котел на дизельном топливе работает в автоматическом режиме, но он энергозависим. Самодельные масляные печки имеют тот же недостаток, что и твердотопливные буржуйки.
Эксплуатация и пожароопасность
Электрический котел — самый безопасный и удобный вариант обогрева. Оборудование работает без вмешательства человека, важно лишь позаботиться о качественной и надежной электропроводке.
Гараж зимой можно прогревать твердотопливным агрегатом, но его эксплуатация связана с повышенной пожароопасностью. Кроме того, такие печки нуждаются в постоянном обслуживании — закладка новых порций топлива, регулярная очистка зольника и дымохода.
Твердотопливный котел в качестве обогревательного элемента
Самодельные печки на отработке — самый опасный вариант. В их конструкцию входит перфорированная труба, в которой дожигаются горючие газы. Любой случайный контакт легковоспламеняющегося материала с работающей печью приведет к возгоранию.
Мощность теплогенератора
Параметры источника тепла подбираются в соответствиями с уровнем теплопотерь помещения. Теплопотери зависят от температуры снаружи постройки, от материалов, из которых возведен гараж, от наличия утепления и мостиков холода, сквозняков.
В двадцатиградусный мороз у неутепленного гаража, возведенного из блочных материалов или кирпича, теплопотери составят до 0,3 кВт на 1 м 2 при отсутствии сквозняков. Если площадь помещения составляет 30 м 2 , для ее отопления потребуется до 6 кВт в час.
Отапливаемый гараж
Утеплив потолок и стеновые конструкции, можно снизить теплопотери до 0,04 кВт на 1 м 2 . В этом случае достаточно 1,2 кВт в час для прогрева гаража площадью до 30 м 2 . Тепловой агрегат такой мощности позволит поддерживать в помещении постоянный нагрев до 15-17°С. В целях экономии мощность отопительного оборудования можно уменьшить на 15-20%, это повлечет за собой снижение температуры. Она останется подходящей для того, чтобы без хлопот заводить автомобиль в морозы, но использовать гараж в качестве ремонтной мастерской будет некомфортно.
Варианты отопления для гаража
Перед тем как сделать отопление в гараже, рассчитывается мощность источника тепла, подбирается энергоноситель. Важно не только сравнить стоимость топлива и удобство эксплуатации теплогенераторов, но и определить общие затраты на обустройство системы, оценить сложность ее монтажа.
Батареи для водяного отопления
Воздушное отопление
Воздушное отопление гаража в первую очередь практикуется, если обогрев помещения требуется на разовой основе. Источник тепла отдает энергию непосредственно воздуху, за счет естественной или принудительной конвекции весь объем помещения постепенно прогревается.
Организация воздушного отопления сводится к установке одного или нескольких источников тепла (зависит от типа), что упрощает и ускоряет работы. Но такой агрегат будет отапливать помещение неравномерно — комфортная температура будет обеспечиваться на небольшой площади постройки. В непосредственной близости от печки температура выше комфортного уровня, а дальние углы большого помещения не прогреваются.
У воздушного отопления есть два существенных недостатка:
- Нагретый воздух улетучивается через щели, открытую дверь или неправильно смонтированную вентиляцию. Это ведет к перерасходу энергоносителя.
- После отключения электрического источника тепла или прогорания топлива в печке помещение быстро остывает. Воздушное отопление гаража слишком затратно, если им приходится пользоваться на постоянной основе.
Если источником тепла служит печь на твердом топливе или отработке, ее можно снабдить конвективным оребрением, чтобы усилить циркуляцию воздушных потоков. Так как кислород в камеру сгорания поступает из воздуха в помещении, в гараже требуется предусмотреть приточную вентиляцию. Но вентиляционные каналы не должны создавать сквозняк, уносящий нагретый воздух.
Удобным источником тепловой энергии для воздушного отопления служат электрические устройства:
- тепловые пушки;
- конвекторы;
- калориферы.
Преимущество таких агрегатов заключается в мобильности — их можно устанавливать в любом подходящем месте, где требуется создать зону нагрева.
Инфракрасные обогреватели рассмотрим отдельно. Их особенность состоит в том, что излучение нагревает не воздух, а предметы, которые в результате начинают отдавать тепловую энергию воздуху. Инфракрасные устройства обычно монтируют стационарно на потолке. Пустой гараж с их помощью прогреется хорошо, но для этого потребуется немало времени. Если в помещении стоит машина, ее верхняя часть нагреется, а нижняя останется холодной.
К недостаткам электрического воздушного обогрева относится высокое потребление энергоносителя. Создав водяное отопление гаража своими руками, мобильные нагревательные электроприборы удобно использовать как вспомогательный источник тепла для временного оперативного использования.
Водяное отопление
Источником тепла для водяной системы отопления гаража служит котел — преимущественно электрический или твердотопливный, так как газифицировать гараж дорого. За счет монтажа водяного контура с радиаторами обеспечивается равномерный прогрев всего помещения — приборы отопления крепятся на стены, удаленные от котельного агрегата. Схема водяного отопления гаража разрабатывается с учетом размеров и конфигурации помещения, расположения рабочей зоны с верстаком.
Водяное отопление гаража булерьяном
Водяное отопление своими руками монтируют, если есть потребность поддерживать в постройке необходимый уровень температуры в течение долгого времени. Чтобы снизить затраты на эксплуатацию за счет экономии энергоносителя, в системе предусматривается установка теплоаккумулятора.
Отопление в гараже своими руками обойдется дешевле, если вместо фабричного твердотопливного котла использовать самодельную печку-буржуйку с теплообменником на дымоходе. Отопительный контур подсоединяется к водяной рубашке с использованием циркуляционного насоса для принудительного движения теплоносителя.
Основные этапы монтажа отопления
В идеале, об отоплении стоит задуматься еще при подготовке к возведению постройки для хранения техники. Это дает возможность сразу построить теплый гараж — к примеру, утеплить ангар с тонкими металлическими стенками достаточно сложно.
Снизить теплопотери поможет слой теплоизолятора на стенах и потолке помещения. Стены рекомендуется утеплять снаружи и закрыть теплоизоляционный слой из минеральной ваты или вспененного полимера внешней обшивкой.
В помещении предусматривают качественную вентиляцию. Вместе с тем необходимо ликвидировать все отверстия и щели, через которые теплый воздух утекает наружу.
Электропроводка
Если электричество требуется для работы циркуляционного насоса жидкостной отопительной системы, электрофицированной постройке дополнительная проводка не нужна. Но электрическое отопление гаража предусматривает монтаж проводки с подходящими параметрами. Она должна иметь заземление, а сечение провода подбирается в соответствии с мощностью отопительного прибора.
Таблица сечений медных и алюминиевых жил проводов и кабелей
Дымоход и отопительный контур
Дымоход настоящего отопительного котла представляет собой утепленную сэндвич-трубу — такая конструкция служит дольше благодаря отсутствию разрушающего металл конденсата.
Если же помещение отапливается буржуйкой, однослойную дымовую трубу стараются смонтировать из нескольких колен, расположенных под углом, чтобы увеличить площадь теплоотдачи. И водяная рубашка зачастую монтируется не на корпус печи, а на трубу, поскольку с дымом в атмосферу уходит заметная часть тепловой энергии горящего топлива.
Дымовая труба самоварного типа
Радиаторы отопления подбираются с учетом мощности и срока службы. Достаточно установить стальные панельные, трубчатые или секционные батареи.
Для монтажа трубопровода водяного отопления подойдут полипропиленовые трубы. Изделия марки PN25 рассчитаны на рабочую температуру 90°С и способны выдержать высокое давление. Также подойдут стальные трубы, но их укладка потребует использования большого количества соединительных фитингов или применения трубогиба. Монтируя отопление своими руками, для системы с циркуляционным насосом достаточно использовать трубу сечением 20-25 мм.
Заключение
Чтобы создать функциональное и экономичное отопление гаража своими руками, в первую очередь важно понять, для каких целей оно предназначено. В мастерской должно быть тепло, а помещение, где техника только хранится, достаточно подогревать до плюсовых температур только в морозы, чтобы избежать проблем с запуском двигателя.
Видео по теме:
Отопление гаража своими руками: самые экономные способы с ценами и фото
В гараже мужчина проводит если не лучшие свои годы, то уж точно немалое количество времени. В том числе и в зимний сезон — машине ведь не прикажешь, когда выходить из строя. Правильно налаженное отопление поможет обогреть гараж даже самой холодной зимой и создать внутри него комфортную обстановку. Комфортную далеко не только для ремонта подуставшего авто, но и для посиделок с друзьями. Рассматриваем самые экономные способы отопления гаража своими руками.
Сперва — утепление
Прежде чем заняться автономным отоплением гаража, есть резон провести хотя бы минимальные работы по его утеплению. Многие полагают, что это одно и то же, но реальность беззастенчиво развенчивает устоявшиеся стереотипы. Лучше всего для этого подходят:
- минеральная вата;
- пенопласт;
- теплоизоляционная краска.
Конечно, в идеале все работы по утеплению проводить снаружи — так вы заметно повышаете пожаробезопасность технического помещения. Однако зачастую реализовать такой оптимальный план не представляет возможности, поэтому приходится все делать изнутри, но с обязательным учетом всех требований по безопасности.
Так, если вы используете пенопласт, то его обязательно нужно пропитать антипиреном. А вообще лучше использовать пеноизол — этот материал выпускается в виде пены и не горит, но достаточно дорогой.
Не забудьте и про изолирующий материал на пол — если пол будет холодным, то никакое отопление не сделает ваш гараж даже минимально комфортным. Также внимательно осмотрите помещение на наличие щелей, а если найдете, то загерметизируйте недостатки с помощью монтажной пены или резиновых уплотнителей.
Финальный штрих — отлаженная система вентиляции. Это одно из главных требований по организации безопасности в помещении, где присутствуют едкие горюче-смазочные материалы и присутствует риск задохнуться от выхлопов и угарного газа.
Выбираем самый экономный способ отопления
У владеющего автомобилем и гаражом мужчины (и женщины тоже), как правило, нет причины пенять на недостаток пунктов в смете расходов: запчасти стоят дорого, бензин также не падает вниз, а если помещение арендуемое, то ставки имеют обыкновение со временем ползти вверх. В связи с этим главный критерий при организации обогрева — экономичность. Именно его мы и берем за основу при рассмотрении всех преимуществ и недостатков рассмотренных ниже способов.
Электричество
Один из самых популярных вариантов. Секрет востребованности в простоте — для обогрева помещения используются специальные приборы, питающиеся от электропроводки:
- тепловая пушка;
- конвектор;
- тепловентилятор.
Они могут как фиксироваться на месте, так и передвигаться по всему периметру для точечного распространения тепла. Однако в процессе расходуется большое количество электроэнергии, что может в конечном итоге ударить по кошельку. Наш вердикт — такой способ можно рассматривать лишь в качестве временного решения на случай сильных морозов.
Есть также вариант монтажа теплого пола, но он требует глубокой проработки проекта из-за специфики использования помещения и чреват немалыми расходами при реализации.
Плюсы:
- безопасность;
- элементарный монтаж;
- мобильность;
- можно регулировать температуру.
Минусы:
- может появиться запах гари;
- некоторые приборы работают очень шумно;
- при частом использовании наблюдается большой расход электроэнергии.
Водяное отопление
Очень хорошо, если гараж находится недалеко от дома — в таком случае нет необходимости подключать отдельный котел. Достаточно будет только одного радиатора, а количество секций будет зависеть от общей площади помещения.
Однако чаще всего все равно приходится прибегать к размещению отдельного котла. Лучше всего выбирать однотрубную систему: так заметно упрощается монтаж и снижаются на него расходы. Но если гараж большой, то такого отопления будет не хватать для полноценного прогрева — придется монтировать двухконтурную систему.
Плюсы:
- безупречный обогрев даже очень большого помещения;
Минусы:
- необходимость постоянной работы системы во избежание разрыва труб в морозный период;
- сложный и продолжительный монтаж;
- большие расходы на комплектующие.
Наверное, самый дешевый и симпатичный вариант. Если бы не одно «но» — для его активации придется обить немало порогов в соответствующих инстанциях. Без разрешения газовиков сделать у вас ничего не получится, а согласование, как правило, отнимает немало времени.
Если все же газовое отопление гаража — ваш выбор, то у вас нет желание ожидать милости от служб, то можно воспользоваться мобильными газовыми пушками и конвекторами. С их помощью можно качественно прогреть даже самое большое помещение.
Плюсы:
- дешевизна;
- удобство.
Минусы:
- необходимо разрешение служб и профессионального монтажа;
- сложная техника безопасности при эксплуатации газовых баллонов и котлов;
- высокие расходы на обустройство системы;
- взрывоопасность.
Твердое топливо
Как бы стремительно ни развивались современные технологии, но до сих пор многие автовладельцы обогревают свои гаражи с помощью котлов на твердом топливе. Проще говоря, используют старую добрую печь-буржуйку. Либо уже готовый котел из тех, что есть в продаже — выбор огромен. Правда, не забудьте обложить печь кирпичом — так вы существенно усилите теплоотдачу.
Плюсы:
- неэстетичный внешний вид;
- независимость от коммуникаций;
- дешево и сердито.
Минусы:
- часто этот способ обогрева не соответствует при реализации стандартам пожарной безопасности;
- нужно строить дымоход, что сильно бьет по бюджету;
- сложный уход — необходима регулярная чистка.
Жидкое топливо
Работающие на солярке, дизтопливе и отработке печи можно найти уже в готовом виде в специализированных магазинах, но можно и собрать самому, если есть старый использованный газовый баллон и листы устойчивой к высокой температуре стали.
Плюсы:
- безупречная экономия;
- легкий монтаж своими руками;
- доступное и недорогое топливо.
Минусы:
- такую печь нельзя назвать пожаробезопасной;
- нужно регулярно чистить печь, так как появляется много копоти;
- опять же нужен дымоход;
- продолжительный разогрев.
Воздушное отопление
Используется очень редко ввиду сложной организации самой системы. Для работы требуется также наличие теплогенератора или пушки.
Плюсы:
- позволяет подать тепло ровно туда, куда нужно;
- быстрый прогрев помещения.
Минусы:
- непростой монтаж;
- пересушивает воздух.
Заключение
Как видим, экономных способов для отопления гаража зимой хватает — можно относительно дешево обогревать помещение хоть круглый год, но минусы присутствуют в каждом варианте. Нам бы очень хотелось, чтобы вопрос пожаробезопасности был для вас таким же важным критерием для выбора, как и возможность сэкономить. Шутки с огнем всегда плохи, а деньги — дело наживное и уж точно не заменят нам собственное здоровье.
Отопление гаража своими руками
Гараж – место культовое для мужчины, его личное пространство, защищенное от любых посягательств извне. Естественно, оно должно быть максимально комфортным и обустроенным, в нем должно быть тепло даже в лютые морозы. В данной статье речь пойдет о том, как сделать отопление в гараже своими руками, учитывая, что система обогрева должна быть максимально безопасной, поскольку в этом помещении хранится большое количество горюче-смазочных материалов — масла и смазки, бензин, колеса и резина, и даже промасленные тряпки могут сыграть роль катализатора, если неправильно организовать отопление или допустить наличие открытого огня.
Наиболее оптимальным вариантом организации отопления в гараже будет подбор такой системы, которая блокирует работу всего отопления при возникновении малейших неполадок или сбоев. Это касается как прямого огневого воздействия, так и прекращения подачи топлива. Обо все – подробнее.
Требования к обогреву
Не стоит пытаться сделать дешевое отопление гаража своими руками – ведь стремление к дешевизне может обернуться серьезными проблемами. Тем более что существуют не столько дешевые, сколько экономичные варианты, которые позволят создавать требуемые температурный режим с минимальными энергетическими затратами.
При организации отопления в гараже необходимо соблюдение следующих параметров:
- надежность;
- устойчивость к резким сменам температуры воздуха окружающей среды;
- относительная автономность, позволяющая продолжать обогрев помещения даже при отключении от электроснабжения.
При этом важно выполнить такие условия, как:
- обеспечение максимального сохранения тепла в помещении – при утеплении стен, кровли и ворот потери тепла будут минимальными;
- создать продуманную вентиляционную систему.
Не обеспечив теплоизоляцию и надлежащую вентиляцию создать эффективную и продуманную, экономную систему обогрева не получится!
Для гаража вполне достаточно температуры в пределах +100С, чтобы обслуживать автомобиль, без проблем запускать его двигатель и гарантировать нормальную влажность.
Выбор способа отопления в зависимости от топлива
Делая отопление в гараже своими руками, видео разработки системы представлено ниже, необходимо первоначально определиться с типом топлива.
Оригинальные способы отопления гаража – видео
В частности, для этих целей подойдет:
- твердое (дрова, щепа, опилки, пеллеты, уголь и т.д.);
- жидкое (мазут и дизель);
- газ (идеальный вариант);
- электричество (дорогой вариант).
Каждый из видов топлива имеет свои особенности и для него нужно соответствующее оборудование. Ниже рассмотрим подробнее, как же создать ту или иную систему обогрева.
Твердое топливо
Если вы хотите создать отопление гаража своими руками дешево и быстро, то в таком случае достаточно просто установить в помещении небольшую печь типа буржуйки, вывести дымоход и периодически протапливать:
- дровами;
- или углем.
Устанавливать печь необходимо как можно дальше от любых горючих материалов и деревянных перекрытий. В идеале, лучше всего для этого подойдет полностью свободный от каких-либо вещей и предметов угол.
К тому же, буржуйку вовсе необязательно покупать. Сделать печь для отопления гаража своими руками не сложно. Вам понадобится лист металла или старая, ненужная металлическая бочка. Толщина металла должна быть не менее пяти миллиметров. Из листового материала получится кубическая печь, а из бочки, соответственно, закругленная.
- уголок;
- трубы;
- инструменты.
Выход для дымохода лучше всего создавать на верхней части печки, а размер трубы должен составлять не менее 12 сантиметров в диаметре. В самом низу толщина металла трубы должны быть не менее трех миллиметров, иначе под воздействием высокой температуры металл быстро прогорит.
В нижней части, под топкой, располагается место для сброса золы — установите там металлическую решетку. Размер отверстия между прорезями зависит от вида топлива, которое планируется использовать:
- если это уголь или небольшие щепки, то достаточно и 1-го сантиметра;
- если это крупные поленья – то не меньше 4-х сантиметров.
Чтобы упростить очистку от золы, под решеткой поставьте ящик, который будет выниматься. Естественно, его также следует делать из прочной стали.
Совет! Чтобы повысить коэффициент полезного действия вашей буржуйки, на боковые панели приварите пластины из металла, толщина которого не меньше 0,5 сантиметра. Это поможет существенно увеличить нагревающуюся площадь плиты.
Более подробно узнать о том, как сделать буржуйку для гаража всего за 1 день вы сможете в статье «Буржуйка своими руками чертежи самая эффективная».
Водяная система
Буржуйка – это просто, выгодно. Но есть недостаток – после того, как дрова или уголь перегорят, температура начнет быстро падать.
На фото изображена схема отопления гаража
Улучшить КПД такой плиты можно посредством создания водяной системы обогрева. Схема водяного отопления гаража, сделанного своими руками, предполагает:
- установку отопительных узлов по всему помещению;
- разводку труб;
- монтаж вверху особого расширительного бака.
Для наполнения труб рекомендуется применять антифриз, что предотвратит вероятное размораживание, если долгое время в холодное время не пользоваться гаражом.
Данный вид систем бывает двух типов:
- однотрубной – когда наполнитель проходит через все узлы;
- двухтрубной – когда имеется подача нагретого наполнителя и обратный ход уже охлажденного.
Первый способ менее затратный, однако, трубы будут прогреваться неравномерно. Впрочем, если в доме это было бы заметно, то для гаража вполне сносно.
Необходимо обеспечить монтаж нагревательного узла ниже трубопровода – это гарантирует нормальный ток воды/антифриза. Наполнитель будет течь под воздействием высокой температуры.
Если же установить узел нагрева ниже всей системы не удается, то придется дополнительно монтировать насос. Чтобы избежать вероятных рисков, возникающих при расширении воды/антифриза, в наиболее высокой точке трубопровода необходимо предусмотреть расширительный бак. При этом система становится энергозависимой.
Если в гараже периодически отключают свет, имеет смысл приобрести насос циркуляционный 12 вольт с аккумуляторной батареей. О характеристиках и способах монтажа вы узнаете в статье «Где используется насос циркуляционный 12 вольт».
Двухтрубная система рекомендована к установке в помещениях большой площади. Кстати, в эту же категорию следует отнести и так называемый «теплый пол». Смонтировать его не сложно, но придется выполнить полный ремонт гаража, ведь змеевики укладываются на пол и сверху заливаются бетонным раствором, что гарантирует их защиту от механических повреждений.
Двухтрубная система имеет существенный недостаток, который заключается в том, что она может подвергнуться размерзанию, если пользоваться отоплением нерегулярно и качестве наполнителя используется обычная вода.
Чтобы избежать размерзания, заливайте антифриз. Автомобильный не подойдет! Имеются особые растворы, которые наполнены глицерином и другими химическими веществами, гарантирующие долговечность работы трубопровода. При использовании таких растворов категорически запрещено изолировать соединения змеевиков паклей – всего за несколько дней она расползется и трубы будут течь. Замазывать стыки нужно специальными герметиками.
Печь на отработке
Если нет желания делать буржуйку своими руками или заниматься прокладкой труб, можете сделать печь на отработке (отработанном масле), которая позволит за считанные минуты обогреть помещение, при этом не потребуется приобретение дорогого топлива.
Такую печь лучше всего делать из использованного газового баллона, который необходимо прочистить и промыть от остатков газа.
1. Вырезаете на баллоне 2 отверстия 200 и 400 мм с расстоянием в 50 мм. Это будет топочная камера и зольник, что позволяет использовать даже любое твердое топливо.
Дальше разделяете теплообменник с камерой, для чего из листа вырезаете круг и делаете в нем отверстие 100-150 мм под горелку.
В качестве горелки используется труба с большим количеством отверстий.
Привариваете ее к кругу и вставляете всю конструкцию в баллон.
Чащу для испарения лучше всего сделать из тормозного диска, хотя подойдет любой огнеупорный материал.
На видео можно посмотреть, как работает такая печь
Газовые котлы
С газовыми – все несколько проще. Конечно, их также нужно контролировать, но не так строго. Существенным недостатком является тот факт, что необходимо проведение к гаражу газопровода. Но и тут можно найти выход.
Например, устанавливать котлы, которые работают на сжиженном газе, то есть, поставляемом в баллонах – для полноценного обогрева гаража площадью примерно в 30 квадратных метров будет достаточно всего лишь 1-го баллона в месяц.
Такие котлы бывают различной конструкции:
- монтируемые на стену;
- устанавливаемые непосредственно на пол;
- с открытой или закрытой камерой.
Но все они обладают одинаковыми преимуществами:
- оборудованы специальной системой безопасности, автоматически перекрывающей подачу газа в случае превышения критической нормы температуры или при перекрытии тяги;
- компактность;
- долговечность;
- возможность установки термостата, что позволит постоянно поддерживать необходимую температуру.
Единственным существенным недостатком котлов, к которым подключаются газовые баллоны, является требования обязательной его установки строго за пределами гаража. Внутри хранить категорически запрещено! Для максимальной безопасности под баллон выкапывается небольшая яма за пределами помещения, где он должен храниться.
Электрический обогрев
Еще один вариант – конвектор, работающий полностью в автономном режиме. Он без проблем гарантирует установленный уровень температуры.
Преимущество – быстрый нагрев воздуха – тут же оборачивается недостатком – такое же быстрое снижение температуры после выключения.
Поэтому, выбирая вариант электрического отопления, лучше ориентируйтесь на соответствующий котел. Сегодня существуют модели, способные обогревать от 30 до 600 квадратных метров.
Основные преимущества такого оборудования заключается в следующем:
- высокий уровень надежности;
- небольшие размеры;
- не требуется обустройства дымохода и т.д.
Также оно полностью автоматизировано, что исключает перегрев. А некоторые модели и программируемые – при недлительном отключении электричества при его появлении оборудование самостоятельно запускается и работает на установленных ранее параметрах. Кроме того, это наиболее безопасный метод, поскольку вообще не требует контроля.
Заключение, отзывы, советы
Как видите, существует масса вариантов, как обеспечить в гараже идеальный температурный режим. Некоторые из них можно полностью сделать самостоятельно, некоторые потребуют покупку особой техники. Но в любом случае среди представленных вариантов вы найдете тот, который подходит вам лучше других!