Судовая энергетическая установка
Судовая энергетическая установка
Судовая энергетическая установка — комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов — предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его механизмов.
Судовая энергетическая установка — бортовой комплекс систем и агрегатов судна, преобразующий первичную энергии органического (химического) или атомного топлива в тепловую энергию, с последующим частичным преобразованием её: а) в механическую энергию — потребную для приведения в действие движителя судна и бортовых механических систем и устройств; б) в электрическую энергию — потребляемую различными бортовыми системами, устройствами и аппаратурой.
Судовая энергетическая установка обеспечивает: потребные скорость хода, дальность плавания и маневренность судна; потребное функционирование систем бортового оборудования и вооружения; необходимые условия для нормальной жизнедеятельности экипажа.
В состав энергетической установки входят:
- ГЭУ — главная энергетическая установка (приводящая судно в движение и работающая на собственные нужды);
- Вспомогательные механизмы — дизельные генераторы, котлы, компрессоры, опреснительные установки.
ГЭУ совместно с гребным двигателем, валопроводом и движителем образует пропульсивную установку.
Различают следующие виды ЭУ:
Содержание
Паросиловая ЭУ [ править | править код ]
В этой установке перегретый водяной пар высокого давления (температура более 300°С, давление более 50 бар) вырабатывается в главном котле или в ядерном реакторе. Перегретый пар поступает в паровую турбину, которая через многоступенчатый редуктор приводит в движение гребной винт. Отработавший пар поступает в конденсатор, в котором поддерживается вакуум для более полного использования энергии пара. Образовавшаяся вода поступает в теплый ящик, затем к питательным насосам котла или ядерного реактора.
Для больших судов этот тип до середины 20 века был основным, но сейчас он вытесняется мощными дизельными энергетическими установками.
Дизельная ГЭУ [ править | править код ]
Основой классической дизельной ГЭУ является низкооборотный двухтактный дизельный двигатель. Исполнение двигателя только рядное, количество цилиндров обычно не менее 6. Двигатель соединяется с гребным валом напрямую без каких либо-передач. Для реверсирования гребного винта изменяется порядок работы цилиндров и двигатель запускается в другую сторону. Поскольку судно имеет обычно только один подобный двигатель, его конструкция выполняется максимально надежной. Двигатель может продолжать работать при выходе из строя одного или нескольких цилиндров, при выходе из строя турбокомпрессора, при загрязнении масла, при затоплении или пожаре в машинном отделении. Ярким примером является самый мощный двигатель в мире Wärtsilä-Sulzer RTA96-C.
Данная судовая установка является строго главной и для привода вспомогательных механизмов обычно не применяется.
Дизель-редукторная ГЭУ [ править | править код ]
Установка включает в себя обычно несколько дизельных двигателей, которые работают через редуктор на вал гребного винта. Каждый двигатель может иметь как свой редуктор, так и два двигателя могут работать на общий редуктор гребного вала. Дизельные двигатели применяются в общем те же, которые используются на дизельных электрических станциях и тепловозах, но имеют специальное морское исполнение.
Дизель-электрическая ЭУ [ править | править код ]
Основой установки являются дизельный двигатель и генератор, смонтированные на подрамнике и образующие дизель-генератор. На судне не может быть менее двух дизель-генераторов, обычно их количество составляет не менее трех и может доходить до восьми. Дизель-генераторы могут использоваться для привода гребных электродвигателей (главный дизель-генератор) или использоваться в дополнение к классической дизельной ГЭУ или к дизель-редукторной ГЭУ (вспомогательный дизель-генератор), вырабатывая электроэнергию для судовых нужд.
Например, дизель-электрическая установка круизных судов типа Oasis включает в себя шесть дизель-генераторов общей мощностью от 132 000 л.с. ЭУ снабжает электроэнергией три гребные установки Azipod мощностью 20 МВт каждая, четыре подруливающих устройства мощностью по 5,5 МВт, и обеспечивает прочие нужды судна.
Газотурбинная ЭУ [ править | править код ]
Основой установки является мощная газовая турбина, работающая обычно на флотском мазуте, которая через многоступенчатый редуктор приводит в движение гребной винт или генератор без использования редуктора.
Преимущества — простота и высокая удельная мощность, недостатки — низкая топливная экономичность.
Такие установки применяются в основном на военных кораблях.
Ядерная ЭУ [ править | править код ]
Этот класс установок является отдельным видом паросиловой установки (см. выше). Высокотемпературный перегретый пар вырабатывается одним или несколькими ядерными реакторами и направляется в паровые турбины, который могут работать через редуктор на гребной винт или приводить в движение генератор. Отличия от паросиловой ЭУ — гораздо более высокие требования к резервированию, надежности, материалам, и к радиационной защите. Установка включает в себя и резервную дизель-электрическую ЭУ.
На судне энергетическую установку размещают в специальных помещениях:
Техника эксплуатации судовых энергетических установок
Специальность 180405 Эксплуатация судовых энергетических установок
Квалификация: Старший техник-судомеханик
Нормативный срок обучения
- — на базе среднего полного образования
4 года 6 месяцев
Область профессиональной деятельности выпускников:
техническая эксплуатация судового главного и вспомогательного энергетического оборудования, судовых систем, корпусных устройств судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок; техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- судно;
- судовое энергетическое оборудование;
- энергетические установки буровых платформ и плавучих дизельных электростанций;
- газо-турбокомпрессорные установки;
- судоремонтные и судостроительные организации;
- судовое электрооборудование и средства автоматики;
- электрооборудование и средства автоматики буровых платформ и пла-вучих дизельных электростанций.
Старший техник-судомеханик готовится к следующим видам деятельности:
- 1. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования:
обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления; осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна; выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования; осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов; осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
применять средства по борьбе за живучесть судна; организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара; организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства; организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
планировать работу структурного подразделения; руководить работой структурного подразделения; анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.
осуществлять техническую эксплуатацию судового электрооборудования и средств автоматики; наблюдать за технической эксплуатацией судового электрооборудования и средств автоматики; организовывать безопасное ведение работ по монтажу и наладке судового электрооборудования и средств автоматики; проводить испытания и опреде-лять работоспособность установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого судового электрооборудования и средств автоматики; выбирать электрооборудование и элементы систем автоматики для замены в процессе эксплуатации судов.
Понятие о технической эксплуатации СЭУ
Техническое использование СЭУ включает комплекс мероприятий, выполняемых обслуживающим персоналом, по управлению, контролю и выбору оптимальных режимов работы машин и механизмов с заданными показателями. Для подготовки установок к использованию судовой экипаж выполняет ряд производственно-технических операций по соблюдению исправного технического состояния СЭУ в течение длительного времени работы с заданными технико-экономическими характеристиками. При техническом использовании СЭУ их технико-экономические показатели работы с течением времени изменяются.
Комплекс мероприятий по восстановлению частично или полностью утраченных технико-экономических характеристик СЭУ называют ремонтом.
Непосредственное руководство технической эксплуатацией СЭУ возлагается на капитанов-механиков (механиков) судов, права и обязанности которых определены Уставом службы на судах Минтранса России.
Всю работу в области технической эксплуатации флота и по надзору за ним в пароходствах выполняют службы судового хозяйства (ССХ), а в бассейновых управлениях пути (БУП) и в управлениях судоходных каналов (УСК) — механико-судовые службы (МСС), подчиненные главному инженеру судоходных компаний и заместителю начальника БУП (УСК).
Непосредственную связь с судами и технический надзор за ними указанные службы осуществляют через механиков-наставников, групповых инженеров-механиков, линейных механиков.
Техническое использование СЭУ в эксплуатационных условиях сводится в основном к выполнению операций по подготовке к пуску и пуску дизеля; производству маневровых работ, т.е. остановке, реверсированию, пуску на противоположный ход (если дизель реверсивный) и изменению частоты вращения коленчатого вала; управлению СЭУ при различных условиях работы судна; остановке дизеля на непродолжительное и продолжительное время.
Подготовка дизеля к работе после продолжительной стоянки. Содержание и последовательность выполнения операций по подготовке дизеля к пуску определяются конструктивными особенностями СЭУ и регламентируются инструкциями по их эксплуатации. Прежде чем приступить к производству операций по подготовке дизеля к пуску, необходимо проверить работу устройств связи машинного помещения с ДПУ, аварийного освещения, водоотливных, осушительных и противопожарных средств. Полнота и тщательность проведения всех подготовительных операций в значительной степени влияют на надежность и безопасность пуска и последующей работы дизеля. Фактический объем подготовительных работ зависит от того, в каком состоянии находился дизель перед пуском.
После продолжительной стоянки и ремонта подготовку дизеля к пуску начинают с его расконсервации (удаления с поверхностей деталей консервационных масел) и внешнего осмотра. Для удаления консервационных масел с внутренних поверхностей (при подготовке к пуску) дизель подогревают водой с температурой 90—95 °С, прокачиваемой через систему охлаждения; картер и маслосборник промывают дизельным топливом; масло из цилиндров удаляют сжатым воздухом (при открытых пусковых клапанах и индикаторных кранах); детали, смазанные консервационным маслом вручную, протирают ветошью, промывают керосином или дизельным топливом. При этом проверяют надежность крепления разъемных соединений; удаляют находящиеся поблизости от дизеля и ненужные для пуска инструмент, приспособления и другие детали; убеждаются в отсутствии посторонних предметов в картере, впускных и выпускных коллекторах, на крышках цилиндров, в приводах навесных механизмов и других движущихся частей дизеля. Через отверстия для форсунок двигателя осматривают внутренние полости цилиндров, убеждаются в легкости хода управляемых клапанов и золотников.
Завершив внешний осмотр и контроль монтажа основных узлов СЭУ, готовят к работе системы дизеля. При проверке системы охлаждения определяют герметичность охладителей, трубопроводов, резиновых уплотнений в нижних поясах втулок цилиндров, устанавливают краны, клинкеты и вентили в рабочее положение и прокачивают систему резервным насосом до полного удаления из нее воздуха.
При необходимости расширительный бак заполняют до установленного уровня умягченной водой и опрессовывают систему под давлением, превышающим рабочее не менее чем на 20%.
При подготовке топливной системы к работе проверяют качество очистки цистерн, фильтров, сепараторов, подогревателей; заполняют топливом или определяют уровень топлива в расходных цистернах, удаляют из них отстой воды и механические примеси; определяют правильность сборки фильтров и сепараторов; устанавливают краны на топливном трубопроводе в рабочее положение и выясняют, поступает ли топливо к ТНВД. Прокачивают топливную магистраль, топливные насосы высокого давления до полного удаления воздуха, проверяют ее герметичность плунжерные пары, качество распыливания топлива распылителями форсунок, угол опережения подачи топлива, нулевое положение реек и подвижность деталей регулятора частоты вращения коленчатого вала.
После выполнения необходимых работ по подготовке к действию систем охлаждения и топливной приступают к проверке смазочной системы. При такой очередности проведения подготовительных операций исключается возможность попадания воды и топлива в смазочную магистраль дизеля. При подготовке смазочной системы проверяют герметичность соединений, уровень масла в расходных цистернах и маслосборниках, качество их очистки, удаляют из системы воздух, устанавливают клапаны в рабочее положение, пускают резервный насос и, проворачивая коленчатый вал валоповоротным устройством на 2—3 оборота, убеждаются в подводе масла ко всем узлам трения и в свободном перемещении подвижных деталей двигателя. Если элементы системы работают нормально, выключают резервный насос и заполняют маслом корпуса реверс-редуктора, регулятора частоты вращения коленчатого вала, ванны турбокомпрессора и других механизмов; смазывают вручную детали, не подключенные к циркуляционной смазочной системе. Когда температура наружного воздуха ниже 8 «С, масло подогревают до 30—35 °С.
Перед пуском дизеля определяют давление сжатого воздуха в баллонах, и, если оно недостаточно, вводят в действие компрессор. После удаления из системы воды и масла устанавливают в рабочее положение клапаны на воздушном трубопроводе.
Подготовку системы пуска электростартером начинают с обследования аккумуляторных батарей. Уровень электролита и напряжение на зажимах батарей должны быть в пределах установленных норм, а стартер и привод зацепления его с венцом маховика — в исправности.
Перестановкой органов управления из положения «Вперед» в положение «Назад» и обратно проверяют легкость передвижения и правильность действия всех приводов от местного поста управления; убеждаются в наличии пломб на КИП, аппаратуре системы СПАСЗО, упорах ограничения максимальной подачи топлива и других средствах контроля.
Если система ДАУ исправна, уточняют согласованность указателей местного и дистанционного постов управления в положениях «Стоп», «Работа», «Пуск», производят пробное проворачивание коленчатого вала и реверсирование дизеля при открытых индикаторных кранах и выключенных ТНВД. Переводят все органы управления в положение «Стоп». При отсутствии неполадок дизель считают подготовленным к пуску.
Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования
ПМ.01 Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования (аннотация)
Рабочая программа профессионального модуля является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.
- Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна.
- Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования.
- Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов.
- Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области эксплуатации судовых энергетических установок; при освоении профессий рабочих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок при наличии среднего общего образования или начального профессионального образования. Опыт работы не требуется.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен
иметь практический опыт:
- эксплуатации и обслуживания судовой энергетики и её управляющих систем;
- эксплуатации и обслуживания судовых насосов и вспомогательного оборудования;
- организации и технологии судоремонта;
- автоматического контроля и нормирования эксплуатационных показателей;
- эксплуатации судовой автоматики;
- обеспечения работоспособности электрооборудования;
уметь:
- обеспечивать безопасность судна при несении машинной вахты в различных условиях обстановки;
- обслуживать судовые механические системы и их системы управления;
- эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
- эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
- эксплуатировать насосы и их системы управления;
- осуществлять контроль выполнения условий и проводить установленные функциональные мероприятия по поддерживанию судна в мореходном состоянии;
- эксплуатировать судовые главные энергетические установки, вспомогательные системы и системы и их системы управления;
- вводить в эксплуатацию судовую силовую установку, оборудование и системы после ремонта и проведения рабочих испытаний;
- использовать ручные инструменты, измерительное оборудование, токарные, сверлильные и фрезерные станки, сварочное оборудование для изготовления деталей и ремонта, выполняемого на судне;
- использовать ручные инструменты и измерительное оборудование для разборки, технического обслуживания, ремонта и сборки судовой энергетической установки и другого судового оборудования;
- использовать ручные инструменты, электрическое и электронное измерительное и испытательное оборудование для обнаружения неисправностей и технического обслуживания ремонтных операций;
- производить разборку, осмотр, ремонт и сборку судовой силовой установки и другого судового оборудования;
- квалифицированно осуществлять подбор инструмента и запасных частей для проведения ремонта судовой силовой установки, судового оборудования и систем;
- соблюдать меры безопасности при проведении ремонтных работ на судне;
- вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы и процедуры несения машинной вахты;
знать:
- основы теории двигателей внутреннего сгорания, электрических машин, паровых котлов, систем автоматического регулирования, управления и диагностики;
- устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем, электрооборудования;
- обязанности по эксплуатации и обслуживанию судовой энергетики и электрооборудования;
- устройство и принцип действия судовых дизелей;
- назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
- устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
- системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
- эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем;
- порядок ввода в эксплуатацию судовой силовой установки, оборудования и систем после ремонта и проведения рабочих испытаний;
- основные принципы несения безопасной машинной вахты;
- меры безопасности при проведении ремонта судового оборудования;
- типичные неисправности судовых энергетических установок;
- меры безопасности при эксплуатации и обслуживании судовой энергетики;
- проектные характеристики материалов, используемых при изготовлении судовой силовой установки и другого судового оборудования.
Наименование разделов и тем программы:
Раздел 1. Устройство, принцип действия и техническая эксплуатация главных энергетических установок судна.
Тема 1.1. Конструкция судовых дизелей.
Тема 1.2. Основы теории и динамики двигателя внутреннего сгорания.
Тема 1.3. Системы, обслуживающие главные энергетические установки.
Тема 1.4. Техническая эксплуатация судовых дизелей.
Раздел 2. Техническая эксплуатация вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.
Тема 2.1. Устройство и эксплуатация судовых вспомогательных механизмов.
Тема 2.2. Техническое обслуживание судовых вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.
Тема 2.3. Турбинные установки.
Раздел 3. Техническая эксплуатация систем дистанционного и автоматизированного управления.
Тема 3.1. Элементы устройств дистанционного и автоматизированного управления.
Тема 3.2. Системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок, судовых механизмов и машин.
Радел 4. Техническое обслуживание и ремонт судового оборудования.
Тема 4.1. Техническое обслуживание дизелей.
Тема 4.2. Организация и технология ремонта судового оборудования.
Раздел 5. Техническая эксплуатация и обслуживание судового электрооборудования.
Тема 5.1. Устройство и принцип действия судовых электрических машин.
Тема 5.2. Электрооборудование судов.
Раздел 6. Предупреждение и предотвращение загрязнения окружающей среды, требований эксплуатации судна.
Тема 6.1. Предупредительные и эксплуатационные меры обеспечения экологической безопасности.
Тема 6.2. Послеаварийные меры экологической безопасности. Судовая документация.
Тема 6.3. Способы и методы ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на водных бассейнах.
Курсовая работа.
Учебная практика.
Производственная практика.
Программа профессионального модуля ПМ.01 Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования соответствует требованиям ФГОС и предусматривает:
Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов и систем. Практические советы и рекомендации
Книга написана в соответствии с требованиями международных документов ПДМНВ, МАРПОЛ, СОЛАС, программой переподготовки и повышения квалификации судовых механиков.
В книгу внесён большой объём следующей полезной для механиков дополнительной информации, которой не было в книге «Эксплуатация судовых механизмов и систем»: подробные рекомендации по повышению надёжности СЭУ в сложных условиях плавания, обязанности механиков при подготовке судна к выходу в рейс, рисунки, чертежи, схемы к соответствующим разделам книги, краткая информация по газовозам и газовым двигателям, новая судовая техника, инспектирование судов властями порта.
Книга предназначена в первую очередь для судовых механиков, работающих под отечественным и иностранным флагами на транспортных судах, а также промысловых, судах вспомогательного флота и обеспечения ВМФ. Целесообразно использование предлагаемой книги слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки судомехаников всех уровней.
Кроме того, книга будет полезна для студентов и курсантов профильных высших и средних специальных учебных заведений.
Содержание
Причины аварий
Меры по поддержанию механизмов, систем и устройств в безопасном состоянии
Основные документы, регламентирующие вопросы эксплуатации судового оборудования
Повышение надежности СЭУ в сложных условиях плавания..
Проверки и испытания рулевого привода
Проверки рулевого привода перед отходом судна
Техническое обслуживание рулевой машины
Причины ненормальной работы гидравлических рулевых машин
Системы ДАУГД
Основные и дополнительные функции системы ДАУ
Аварийная (экстренная) программа системы ДАУ
Требования к системам ДАУ
Операции, выполняемые при вводе в действие системы ДАУГД и ВРШ
Основные действия вахтенных при выходе из строя системы ДАУ
Обходы машинного отделения
Практические советы по эксплуатации и выполнению некоторых ремонтных работ
Ненормальные шумы и стуки
Работа двигателя вразнос
Особенности работы двигателя на режимах малых оборотов и нагрузок
Режим работы дизеля с отключенным цилиндром
Реверсирование ГД в установках с ВФШ
Эксплуатация систем охлаждения двигателей
Эксплуатация циркуляционных систем смазки двигателей .
Качественные показатели циркуляционных масел
Очистка масел
Рекомендуемые марки циркуляционных масел
Эксплуатация систем смазки цилиндров
Эксплуатация ГТН
Помпаж ГТН
Промывка ГТН
Методы определения мощности дизеля
Контроль за распределением нагрузки по цилиндрам
Регулировка дизеля
Оптимальные режимы обкатки дизеля
Меры предосторожности, соблюдаемые во время несения вахты, и действия вахтенного механика при авариях
Типовые действия при возникновении различных нештатных ситуаций в МО
Осмотры, регулировки и некоторые ремонтные работы
Подготовка к ежегодному освидетельствованию
Классификационным обществом
Система С02 и система пожарной сигнализации, осушительная система
Ежегодные освидетельствования судов на предмет соответствия их требованиям
Международных Конвенций .
Судовые котлы
Информация и полезные советы
Эксплуатация утилизационных и водогрейных котлов
Подготовка и ежегодное освидетельствование парового котла Классификационным обществом
Термомасляные стояночные и утилизационные котлы
Подготовка и ежегодное освидетельствование термомасляных котлов Классификационным обществом
Эксплуатация судового электрооборудования
Эксплуатация судовых холодильных установок
Подготовка к пуску и пуск холодильной установки
Регулирование режима работы холодильной установки
Обслуживание компрессоров
Эксплуатационные меры по улучшению работы холодильной установки
Практические рекомендации
Подготовка и ежегодное освидетельствование главных холодильных установок
Типичные неисправности вспомогательных механизмов
Организационно-технические мероприятия при проведении бункеровочных операций
Использование морских топлив на судах
Основные правила бункеровки
Береженого бог бережет
Аварии. Их причины. Рекомендации
Краткая информация по газовозам
Газовые двигатели
Путеводитель в области новой судовой техники
Системы электронного управления двигателями
Движетели Azipod
Автоматическая система сепарирования АЛЬКАП
Инспектирование судов Властями порта согласно Парижскому, Токийскому и Черноморскому Меморандумам
Литература