Ayaklimat.ru

Климатическая техника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности работы шахтных вентиляторных установок главного проветривания

Особенности работы шахтных вентиляторных установок главного проветривания.

При выборе и эксплуатации вентиляторных установок главного проветривания необходимо учитывать следующие важнейшие особенности шахтной вентиляционной сети: перемещаемый агрегатами воздух существенно отличается от атмосферного; за время эксплуатации вентиляторных установок до списания вследствие развития горных работ, увеличения производственной мощности шахты и газовыделения наблюдается значительное изменение аэродинамического сопротивления сети, необходимого расхода воздуха; при недостаточном внимании к вопросам уплотнения надшахтных сооружений и вентиляционных каналов резко возрастают подсосы (утечки) воздуха; на работу ряда установок заметное влияние оказывает естественная тяга; правила безопасности требуют при определенных обстоятельствах изменять направление движения воздуха в выработках на обратное (реверсировать вентиляционную струю).

Воздух в шахте отличается от атмосферного наличием вредных газов, значительной запыленностью и повышенной влажностью. При транспортировании его наблюдается отложение пыли в главном вентиляционном канале установки и, следовательно, рост сопротивления сети; пыль в потоке вызывает износ элементов проточной части вентилятора, заполняет внутренние полости лопаток, налипает на них, что нарушает балансировку ротора агрегата. К этому ведет также попадание влаги в полости лопаток и образование льда на их поверхностях в холодный период времени.

На давление, создаваемое вентилятором, существенное влияние оказывает изменение плотности транспортируемого воздуха. Основные факторы, определяющие плотность шахтного воздуха, — давление, температура и влажность.

Шахтная вентиляционная сеть представляет собой сложную систему большого числа соединенных последовательно и параллельно выработок разной длины, конфигурации, сечения, имеющих крепление с различным удельным аэродинамическим сопротивлением, которые переменны во времени. Вследствие этого суммарное сопротивление шахтной сети непрерывно изменяется.

Изменение сопротивления сети существенно зависит от системы проветривания. При центральной системе оно может возрасти в сравнении с минимальным в 4-10 раз, при диагональной системе – эти изменения меньше – в 1,5-2,5 раза.

В процессе эксплуатации шахты вследствие изменения ее производственной мощности и газовыделения значительно меняется необходимый расход воздуха (в 1,5-4 раза). Статическое давление изменяется в 2-6 раз.

При проектировании шахт с учетом развития горных работ, принятой системы проветривания и изменения потребного количества воздуха составляют прогноз изменения необходимых давлений и расхода воздуха по годам на период не менее 20 лет, определяемый сроком службы вентиляторной установки.

Для нормального проветривания шахты сооружения, примыкающие к вентиляционному стволу, герметизируются. В соответствии с нормативными документами при проектировании проветривания шахты подсосы, в зависимости от того, какие технологические операции обеспечивает вентиляционный ствол, принимается равными 10-30% от общешахтного расхода воздуха.

Практически в любой шахтной вентиляционной сети действует естественная тяга. Природа ее возникновения обусловлена разностью температур в подающем и вентиляционном стволах. Зимой в шахту поступает холодный воздух. В соответствии с ПБ калориферные установки должны обеспечить его подогрев всего до 275 К (+2 С). В шахте температура воздуха растет (тепловыделение пород, работающих механизмов). При Т=275 К плотность воздуха выше плотности при Т=299 К почти на 9%.

Шахтные центробежные вентиляторы

Главного проветривания.

ГОСТом определено семь типоразмеров центробежных вентиляторов: ВЦ-15; ВЦ-16; ВЦ-25М; ВЦ-31,5М; ВЦД-31,5М; ВЦД-47,5У; ВЦД-47,5А.Маркировка ВЦ относится к вентиляторам центробежным, одностороннего всасывания, а УВД – двустороннего. Цифра маркировки обозначает диаметр рабочего колеса в дециметрах. Буквы М, У, А характеризуют конструктивную особенность. В соответствии с ГОСТом структура обозначений типоразмеров вентиляторов, кроме отмеченного, должна включать указание на способ регулирования (направляющим аппаратом – Н, изменением угла установки лопаток рабочего колеса – К, изменением частоты вращения – В, изменением формы лопаток – Ф); сведения о климатическом исполнении (умеренный – У, тропический – Т) и сведения о категории размещения (З – в закрытом помещении). Пример условного обозначения ВЦД-31,5М ВУЗ: вентилятор центробежный, двусторонний, с номинальным диаметром рабочего колеса 3150 мм, конструктивной особенности М, регулируемый изменением частоты вращения, предназначенный для эксплуатации в умеренном климате, в закрытом помещении.

Все основные элементы центробежного вентилятора можно объединить в группы: подвод, ротор и отвод (см.рис.)

К подводам, которые применительно к вентиляторам чаще называют входными элементами, относят входные патрубки и направляющие аппараты, располагаемые перед рабочим колесом, а также входные коробки и колена.

Влияния коробки на аэродинамические характеристики вентиляторов можно свести к двум моментам: в коробках наблюдаются потери давления; закручивающийся ими в сторону вращения поток снижает создаваемое машиной давления. В современных шахтных вентиляторах главного проветривания применяются входные коробки со скосом.

Важный элемент современных шахтных вентиляторов главного проветривания – направляющий аппарат. Он выполняет две функции: регулирует рабочий режим и для крупных вентиляторов обеспечивает перекрытие потока при пуске. При повороте лопаток осевого направляющего аппарата на 90 сечение потока перед рабочим колесом перекрывается практически полностью. В этом случае разворот ротора при пуске происходит при близкой к нулю подаче, т.е. при минимальном моменте сопротивления.

Читайте так же:
Высота установке расширительного бачка системы отопления

Осевой направляющий аппарат состоит из системы лопаток, механизма их одновременного поворота на одинаковый угол, обтекателя и растяжек для крепления последнего к корпусу. Лопатки осями опираются на подшипники корпуса и обтекателя. ОНА вентиляторов ВЦ-11М, ВШЦ-16; ВЦП-16 и ВЦ-25М имеют по 12 плоских лопаток; вентиляторов ВЦ-31,5М и ВЦД-31,5М – по 10 и ВЦД-47,5У – 15 лопаток. В вентиляторе ВЦД-47,5 осевого направляющего аппарата нет. Для облегчения пуска двигателей и отсоединения от сети при переключениях этот вентилятор имеет специальное устройство, расположенное на входе в коробки. Устройство состоит из рамы, пяти прямоугольных пластин и механизма их одновременного поворота.

Основной элемент центробежного вентилятора, как и любой лопастной машины, — рабочее колесо. В нем механическая энергия вала приводного двигателя преобразуется в гидравлическую энергию воздуха. Различают колеса одно- и двустороннего всасывания. Колесо одностороннего всасывания состоит: из коренного и покрывного дисков, между которыми крепятся лопатки; уплотнения со стороны всаса; ступицы, к которой крепятся коренной диск; в ряде конструкций обтекателя, обеспечивающего плавный подвод потока к межлопаточным каналом. Колеса двустороннего всасывания имеют один общий коренной диск; а в вентиляторе ВЦД-47,5А рабочее колесо состоит из двух полуколес – левого и правого, коренные диски которых закреплены не только на ступице, но и соединены болтами друг с другом.

Рабочие колеса выпускаемых в настоящее время вентиляторов сходны по конструкции, имея по восемь загнутых назад пустотелых лопаток крыловидной формы.

За рабочим колесом вентилятора располагается отвод. В большинстве вентиляторов он состоит из спирального корпуса и диффузора. Спиральный корпус предназначен для сбора вышедшего из рабочего колеса воздуха, его раскручивания и, таким образом, частичного превращения скоростного давления в статическое, а также для формирования соответствующего поля скоростей при входе в диффузор. Форма спирального корпуса во многом определяет аэродинамическую схему вентилятора – схему проточной части, в которой основные конструктивные параметры выражены в долях диаметра рабочего колеса.

Диффузоры предназначены для преобразования динамического давления в статическое. Это ведет к росту статического к. п. д. В современных вентиляторах доля скоростного давления в полном составляет зачастую от 10 до 30%, и поэтому диффузоры для повышения экономичности установки имеют большое значение.

Муфты соединительные служат для передачи вращения от вала электродвигателя к валу ротора. Для центробежных малых вентиляторов применяют упругие муфты, для крупных — зубчатые. Упругие муфты состоят из полумуфт — моторной и ротора, а также из упругих втулок с кольцами.

Зубчатые муфты состоят из обойм и зубчатых втулок, торцевых крышек и

уплотнений. На крупных вентиляторах между зубчатыми обоймами размещают промежуточную вставку, обеспечивающую съем втулок с концов вала ротора при ремонте и замене подшипников качения, не снимая с фундамента электродвигатель или ротор.

Система циркуляционной смазки подшипников ротора центробежного вентилятора включает маслостанцию, систему подводящих и отводящих маслопроводов, указатель подачи масла на подводящем маслопроводе для визуального наблюдения за поступлением смазки в подшипник, реле протока масла, установленное на сливном маслопроводе, и контрольно-измерительную аппаратуру, позволяющую следить за температурой масла в подшипниках и выходящего из маслостанции.

Реверсирование воздушной струи согласно ПБ должно быть произведено не более чем за 10 мин, при этом подача воздуха в шахту должна составлять не менее 60% его подачи при нормальном направлении вентиляционной струи.

Комплект средств для реверсирования воздушной струи и перехода с работающего вентилятора на резервный входит в состав шахтного вентилятора и поставляется с ним только по требованию потребителя.

Комплект состоит из ляд (дверей) для перекрытия (открытия) вентиляционных каналов, механизма подъема ляд, обводных блоков, канатов и рам с уплотнительными устройствами. В качестве ляд применяют жесткие стальные металлоконструкции или гибкие резиновые заслонки (шторы).

Ляды шахтных вентиляторных установок выполняют падающего типа, вертикальными самоходными по типу дверей или в виде вертикальной подвесной двери, перемещающейся по направляющим. Выбирается конструкция ляд проектантом в зависимости от условий (температуры, влажности и т. д.), в которых они будут работать. Для подъема (опускания)

или открытия (закрытия) ляд применяют лебедки, винтовые механизмы или

Рис. 1.Схема вентиляторной установки главного проветривания
с двумя центробежными вентиляторами ВЦ–25.

1 — вентиляционный ствол; 2 — сопряжение; 3 — главный вентиляционный канал; 4 — обводной канал; 5, 7, 8 — ляда; 6 — диффузор; 9 — тройник; 10 — рабочий вентилятор (имеет левое вращение); 11 — резервный вентилятор (имеет правое вращение); 12 — ляда, с помощью которой резервный вентилятор отсоединяется от вентиляционной сети;
13 — всасывающая будка; 14 — атмосферная ляда.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСТНОСТИ

Организация безопасных и здоровых условий труда на производстве возлагается на административный технический персонал предприятия. Администрация обязана:

Читайте так же:
Расчет для установки системы отопления

1) обеспечить полную безопасность работы;

2) организовать обучение и инструктаж рабочих по технике безопасности (ТБ);

3) контролировать соблюдение правил безопасности на рабочих местах;

4) обеспечивать рабочих необходимой специальной одеждой, защитными средствами и приспособлениями;

5) принимать участие в расследовании несчастных случаев.

Инженерно технические работники промышленных предприятий и рудников обязаны: обеспечить на своих производственных участках и рабочих местах постоянный надзор за условиями труда для чего необходимо улучшать технологию, технику и организацию производства и труда, внедрять мероприятия по предупреждению травматизма созданию благоприятных условий труда на рабочих местах проводить учебно-воспитательную работу с рабочими по вопросам охраны труда.

Профессиональным заболеванием называется заболевание, вызванное воздействием на работающего вредного производственного фактора. К наиболее распространённым заболеваниям относятся пневмокониоз — заболевание от вздыхания пыли (силикатоз, силикоз, антракосилиоз, металлокониоз). Болезнь характеризуется в начале заболевания. Высокая температура, поражение суставов сопровождается резкими болевыми ощущениями в них при движении и при полном покое.

Кожные заболевания — причиной возникновения заболевания кожи можно разделить на 3 части: 1) физические; 2) химические; 3) инфекционные.

Перед поступлением на работу рабочий обязан пройти медицинскую комиссию на предмет пригодности для работы в подземных условиях.

Предварительное обучение производится в специальных учебных курсовых комбинатах с отрывом от производства продолжительность учения устанавливается. Для рабочих поступающих на подземную работу ранее не работавшего-10 дней; ранее работавших-5 дней; переводимых на работу по другой профессии-2дня. Для рабочих на поверхности шахты; не работавших-3дня; работавших-1день.

Кроме этого на всех шахтах систематически проводятся инструктаж и обучение по технике безопасности. Инструктаж и обучение рабочих должно проводится в соответствии с программами и инструкциями. Существует 3 вида инструкции: первичный инструктаж, повторный инструктаж и внеочередной инструктаж.

Для каждой шахты должен быть составлен проект противопожарной защиты, который согласуется командиром ВГСЧ, органами пожарного надзора и утверждается главным инженером вышестоящей организации.

Индивидуальные защитные средства делятся: на основные и дополнительные.

Основными называются защитные средства, изоляция которых способна выдержать рабочее напряжение установки, т.е. применяя их можно прикасаться к токоведущим частям.

Дополнительными называются защитные средства, которые не могут при данном напряжении обеспечить безопасность от поражения электрическим током, но усиливает действия основного защитного средства.

К основным защитным средствам, применяемым при напряжении выше 1000В относятся: 1) оперативные и измерительные штанги; 2) изолирующие устройства и токоизмерительные клещи, указатели напряжения; 3) изолирующие устройства и приспособления для ремонтных работ (изолирующие лестницы и площадки).

К дополнительным защитным средствам при напряжении выше 1000В относятся: 1) диэлектрические перчатки; 2) боты; 3) коврики; 4) изолирующие подставки.

К основным защитным средствам напряжением до 1000В относятся: 1) диэлектрические перчатки; 2) указатели напряжения; 3) инструмент с изолированными рукоятками.

К дополнительным защитным средствам напряжением до 1000В относятся: 1) диэлектрические галоши; 2) резиновые коврики 3) изолирующие подставки.

Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий — Электрооборудование вентиляторных установок

К электрооборудованию вентиляторных установок относятся приводные электродвигатели, аппаратура управления, защиты, контроля, сигнализации и блокировки.

Мощность на валу двигателя вентилятора (кВт) определяется по формуле

где k = 1,1 ч-1,15 — коэффициент запаса мощности;
Q — необходимый расход воздуха, м8/с;
Н — расчетная депрессия шахты, Па; ηΒ и ηд — к. п. д. соответственно вентилятора и двигателя.
При полученной по расчету мощности двигателя менее 200 кВт Ж установке принимают асинхронный привод. При мощности свыше 200 кВт для привода вентилятора выбирают синхронные электродвигатели. По сравнению с асинхронными синхронные электродвигатели имеют следующие преимущества: более высокий к. и. д.; неизменную частоту вращения при любых нагрузках; пропорциональность вращающего момента напряжению в первой степени (у асинхронных электродвигателей момент пропорционален квадрату напряжения); возможность компенсации реактивной мощности предприятия при работе с перевозбуждением и опережающим cos φ. Поэтому синхронные электродвигатели стали основным типом привода для центробежных и осевых вентиляторных установок главного проветривания. Распространение получили синхронные электродвигатели серий СД, СДВ, СДН, СДС, СДЗ.
Для приводов вентиляторов ВЦ-32, ВПД-32М, ВОД-30 применяют электродвигатели серии СДВ (С — синхронный, Д — двигатель, В — для привода вентиляторов). Электродвигатели предназначены для работы от сети переменного тока напряжением 6 кВ и частотой 50 Гц. Возбуждение электродвигателей осуществляется от электромашинных возбудителей серии П или от тиристорных возбудительных устройств. Пуск электродвигателей — прямой от полного напряжения сети с включенным в цепь обмотки возбуждения пусковым резистором. Охлаждение двигателей воздушное, с самовентиляцией, исполнение открытое, область применения — закрытые помещения с нормальной окружающей средой.
Электродвигатели выполняют с горизонтально расположенным валом на двух стояковых подшипниках скольжения, с фундаментной плитой. Вал имеет один свободный конец, предназначенный для присоединения к вентилятору с помощью муфты.
Электродвигатели выпускают нескольких модификаций, отличающихся пусковыми характеристиками, направлением вращения, способом возбуждения, привод ом возбудителей, расположением выводных концов обмотки статора.
Корпус статора изготовляется сварным из листовой стали и состоит из стоек, соединенных между собой продольными ребрами жесткости, и наружной обшивки. Внизу корпуса имеются опорные лапы с отверстиями для крепления двигателя на фундаментной плите. Сердечник и обмотка статора выполнены так же, как и у двигателей серии АКН. Секции обмоток статора крепят в пазах сердечника с помощью клиньев, а лобовые части обмотки — к стальным изолированным бандажным кольцам. Обмотки статоров всех электродвигателей соединены в звезду. Для защиты обслуживающего персонала от случайного прикосновения и от попадания на лобовые части посторонних предметов установлены предохранительные щиты, выполненные сборными из легких штампованных сегментов.
Остовы роторов — шихтованные из стальных листов или сварные, состоящие из обода, диска и ступицы. Для сердечников полюсов применены штампованные стальные листы толщиной 1 — 1,4 мм. Сердечники прикреплены к шихтованным остовам хвостовиками и клиньями, к сварным остовам — шпильками.

Читайте так же:
Высота установки встраиваемой техники

Таблица 18

Данные приведены при напряжении 6 кВ и cos φ = 0,9 (опережающий),

Обмотка возбуждения состоит из катушек, выполненных неизолированным медным проводом прямоугольного сечения, намотанным на ребро с изоляцией каждого витка асбестовой бумагой. Пусковая обмотка из круглых латунных и медных стержней укладывается в отверстия башмаков полюсных сердечников и массивных медных сегментов, соединенных между собой болтами в общие короткозамыкающие кольца. Контактные кольца подвесного типа изготовлены из стали и укреплены на держателе, сидящем на валу. Щетки двигателей — графитные или электрографитированные с надежным прилеганием к контактным кольцам, что обеспечивается конструкцией щеткодержателей. Траверса для крепления щеткодержателей состоит из двух шин, прикрепленных изолированными шпильками к корпусу подшипника.

Технические данные двигателей серии СДВ приведены в табл. 18.
Конструкция синхронных двигателей серий СД, СДН, СДС в основном аналогична конструкции двигателей серии СДВ. Для создания необходимого охлаждения некоторых двигателей встраивают ковшовые, осевые или центробежные вентиляторы. У основной массы двигателей возбудители серии П имеют непосредственное соединение с валом двигателя или через клиноременную передачу. Для возбуждения двигателей некоторых типов используют отдельно стоящие возбудительные агрегаты.
Для привода вентиляторов применяют также асинхронные электродвигатели серий АО, АК, АЗ, АП, ВРМ,

6 Эксплуатация и техническое обслуживание вентиляторной установки главного проветривания

Главные вентиляторные установки относятся к важнейшему шахтному энергомеханическому оборудованию. От надежности их работы зависят производительность труда, здоровье и безопасность шахтеров. Установки — один из основных потребителей электроэнергии на шахтах. Высокая надежность и экономичность их работы могут быть обеспечены только при правильном техническом обслуживании.

При эксплуатации вентиляторных установок их осмотр, ревизию, ремонт и наладку производят в установленные нормативами сроки. В процессе эксплуатации вентиляторных установок выполняются операции пуска, остановки, регулирования, а также надзор за их работой. Плановые включения резервного вентилятора производятся с местного щита управления. В этом случае перед пуском выполняют осмотр вентилятора (проверяется крепление рабочих колес, лопаток, обтекателя, подшипниковых опор, состояние вспомогательного оборудования), устанавливают наличие смазки во всех узлах согласно карте смазки. При циркуляционной смазке производят до запуска вентилятора опробование системы включением ее в работу на 5 – 10 мин. После пуска вентилятора по контрольно-измерительным приборам определяют: подачу, статическое давление, температуру подшипников. Проверяют герметичность стыковых соединений; прослушивают стетоскопом, металлическим стержнем или трубкой работу каждого подвижного соединения; визуально или на ощупь определяют уровень вибраций. Устанавливают соответствие перечисленных выше параметров необходимым уровням.

Сущность технического обслуживания вентиляторных установок сводится к системе операций и работ по надзору и уходу в процессе эксплуатации. Последовательность и сроки проведения осмотров, ремонтов, ревизий, наладок и испытаний вентиляторных установок приведены в табл. 6.1 /4/.

Таблица 6.1 Последовательность и сроки проведения осмотров, ремонтов, ревизий, наладок и испытаний вентиляторных установок.

Машинистом или электрослесарем для автоматизиро­ванных установок

В дневную смену

Электрослесарем по ремонту

До 24 (по 8 в сутки)

В период очередной остановки для перевода в резерв

Электрослесарем по ремонту или бригадой по осмотру и ремонту под руководством мастера или механика

1 раз в квартал

До 32 (по 8 в сутки)

1 раз в месяц по результатам осмотров

В пределах времени, выделенного на осмотр

Совмещается с осмотром

Электрослесарем по ремонту или бригадой по ремонту и осмотру оборудования

Раз в 3 – 6 мес, в зави­симости от технического состояния оборудования

В зависимости от объема ремонтных работ

По годовому плану и оперативному графику

ЦЭММ, рудоремонтный завод

Раз в 3 – 4 года, в зависимости от технического состояния оборудования

Ревизия и наладка вентиляторной установки

Через каждые 12 мес.

До 56 (для установки из двух вентиляторов)

Совмещается с кварталь­ным осмотром

Читайте так же:
Бытовые счетчики холодной воды их установка

Наладочная бригада ЦЭММ и бригада под руководством мастера и механика

Технические испытания и наладка

Через каждые 24 мес.

До 80 (для установки из двух вентиляторов)

Наладочная бригада специализированной организации и бригада по ремонту под руководством мастера или механика

При ежесменных и ежесуточных осмотрах проверяют: работу приводного двигателя, подшипниковых узлов (температура нагрева по приборам аппаратуры управления или непосредственно по ртутному термометру, уровень масла по маслоуказательному стеклу, отсутствие течи масла через уплотнения визуально, стук с помощью слуховой трубки диаметром 10 – 15 мм и длиной 300 – 400 мм); вибрации элементов вентилятора с помощью индикатора часового типа, установленного на кронштейне, или на ощупь (для центробежных вентиляторов в местах корпусов подшипников, для осевых – в местах переднего и заднего опорных блоков); отсутствие подсосов по разъему корпусов, кожухов, выходных коробок, в местах примыкания элементов вентилятора к бетонным каналам; по приборам определяют подачу, давление и по­требляемую двигателем мощность (параметры сравнивают с предыдущими записями в журнале, а при резком различии выясняют причины отклонений); работу маслостанции (уровень масла в баках, давление в маслосистеме, наличие струи на сливе каждого подшипника, исправность манометров, состояние фильтра по перепаду давления на нем); работу привода направляющих аппаратов; отсутствие подсосов в местах прохода канатов ляд, подвесок ляд; отсутствие наледей.

При ежемесячных и ежеквартальных осмотрах, кроме указанного выше, проверяют крепление колеса на валу, состояние коренного и покрывного дисков, лопаток рабочего колеса направляющих аппаратов, зазор лабиринтного уплотнения для центробежных вентиляторов. Крепление втулки на валу, состояние и крепление лопаток к втулке, их углы установки, зазоры между концами лопаток и внутренней поверхностью кожуха, состояние лопаток направляющих и спрямляющих аппаратов для осевых вентиляторов; затяжку болтов (фундаментных, по разъему корпуса, торцовых крышек подшипников); натяжение цепи привода направляющих аппаратов; состояние и наличие смазки зубчатой муфты.

По результатам суточных и ежемесячных осмотров проводятся текущие ремонты. При этом подтягиваются фундаментные болты, болты крепления рамы кожуха, торцовых крышек подшипников. Подтягиваются и стопорятся элементы крепления рабочих колес на валу. Рабочие колеса и их лопатки очищаются от пыли, ржавчины и грязи. Проверяется состояние зубчатой муфты и наличие смазки в ней. Проверяется исправность аппаратуры управления и сигнализации. После текущего ремонта перед сдачей вентилятор опробывается вхолостую и под нагрузкой.

При среднем ремонте, кроме работ, входящих в текущий, проводятся следующие. Ревизия и наладка подшипников качения. Снимаются торцовые крышки, подшипники тщательно промываются и осматриваются. Наличие трещин, раковин, коррозии на деталях подшипника не допускается. Замеряются и регулируются радиальные зазоры между роликами и наружной обоймой, проверяются качество насадки внутреннего кольца подшипника на шейку ва­ла, состояние уплотнений в подшипниковых опорах, подтягиваются болты крепления опор. При больших зазорах возможно попадание масла между шейкой вала и внутренней обоймой подшипника. Температура при работе вентилятора может не повышаться. Шейка же будет изнашиваться, что потребует в последующем замены вала. Проворот внутренней обоймы относительно вала – самый распространенный отказ. Он, как правило, трудно восстанавливается.

Проверяется отсутствие проворота по совпадению меток несмываемой краски на валу и внутренней обойме.

При средних ремонтах проводятся ревизия и наладка муфт, центровка валов. Снимается защитный кожух и проверяется отсутствие течи смазки через уплотнения. Проводится маркировка взаимного расположения полумуфт и валов. Муфта рассоединяется, очищается от смазки и промывается. Проверяется состояние деталей муфты. Особое внимание обращается на состояние зубьев втулок, прокладок и уплотнений. Износ зубьев не дол­жен превышать 30% от их толщины. Для пальцевых муфт особое внимание обращается на состояние пальцев, эластичных шайб. При значительном износе проводится их замена. Проверяются качество посадки втулок и затяжка шпонок. Наличие полного зацепления зубьев устанавливается при сдвинутых и раз­двинутых валах. Проверяется соосность валов. Муфта заполняется смазкой. При консистентной смазке свободное пространство должно быть заполнено на 2/3, а при жидких маслах — на 1/3 объема.

Проводятся ревизия и наладка направляющих аппаратов. Разбирают для контроля несколько подшипниковых опор, а в случае их неудовлетворительного состояния разбирают все осталь­ные. Заменяют отработанную смазку в шарнирах опор, в редукторах приводов.

По данным дефектной ведомости осмотров, ремонтируют или заменяют изношенные детали.

Капитальный ремонт проводят в соответствии с инструкцией заводов-изготовителей. Восстановление или замена деталей установки при этом должны обеспечить ресурс вентилятора, близкий к полному.

Для вентиляторов главного проветривания ГОСТ 11004 – 84 установлены следующие нормы по надежности. Наработка на отказ сборочных единиц и деталей ротора, трансмиссионного вала, соединительных муфт, направляющих аппаратов рабочих колес диаметром до 2500 мм должна составлять не менее 15000 ч, для колес свыше 2500 мм и до 3150 мм – не менее 19000 ч, а для колес с диаметром более 3150 мм – не менее 23 000 ч. Ресурс до первого капитального ремонта должен составлять для колес до 3150 мм не менее 50000 ч, для колес большего диаметра – не менее 80 000 ч.

Читайте так же:
Требования для установки сигнализации в квартире

В процессе эксплуатации вентиляторных установок периодически проводятся их проверочные аэродинамические испытания с целью получить реальные индивидуальные характеристики. Отклонение статического давления при данной подаче от давления по заводской характеристике не должно превышать 5%, а снижение коэффициента полезного действия – 2 %.

Если на период испытаний вентилятор отключить нельзя, то руководствуются следующим. Расход вентилятора 2 (режимы расположены правее нормального) обеспечивается подачей воздуха через резервный вентилятор 1 (рис. 7.1, сплошная линия). Расходы регулируются степенью открывания направляющего аппарата или переключающей ляды резервного вентилятора. Режимы левее нормального получаются при параллельной работе обоих вентиляторов (рис. 6.1, пунктирная линия). Меняя приведенную к точке разветвления аэродинамическую характеристику резервного вентилятора, будем получать различные режимы испытываемой установки.

В соответствии с принятой методикой измеряют подачу вентилятора, давление и мощность привода. Тогда к.п.д. вентиляторной установки

где Nс — мощность, потребляемая двигателем из сети;

ηд — к.п.д. двигателя, берется из каталогов как

где Nопт — мощность двигателя в оптимальном режиме.

Рис. 6.1. Схема работы вентиляторов при испытании:

увеличение подачи за счет подсосов через резервный вентилятор;

уменьшение подачи при включении резервного вентилятора;

1 – резервный вентилятор; 2 – испытываемый вентилятор.

Для вентиляторов с регулируемым приводом при определении к.п.д., учитываются потери в системе регулирования. Если при испытаниях заметно изменяется частота вращения ротора вентилятора (при использовании асинхронного привода, при значительных колебаниях напряжения), то аэродинамические характеристики приводятся к каталожной частоте вращения в соответствии с зависимостями:

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ВОЗДУХОДУВКАМИ

Требования по технике безопасности при работе с воздуходувками

1. Общие требования

1.1. Эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать воздуходувку разрешается только тем лицам, которые ознакомлены с «Правилами установки и безопасной эксплуатации компрессоров», с «Требованиями безопасности при эксплуатации электрических устройств», а также с требованиями, изложенными в прилагаемом паспорте, и знания этих лиц проверены. Лица, которым поручено монтировать, эксплуатировать, проводить профилактические осмотры, ремонтировать воздуходувки, должны иметь соответствующие допуски и квалификацию. Из-за неправильной эксплуатации или отсутствии квалифицированного персонала, может произойти несчастный случай.

1.2 При проведении технического обслуживания,а так же для устранения неисправности в работе воздуходувки, воздуходувка должна быть остановлена. Дальнейшая работа воздуходувки разрешается только после проведения техобслуживания и устранения неисправности.

1.3 Неисправные детали должны быть заменены новыми.

1.4 Запрещается эксплуатировать воздуходувку в условиях отличающихся от паспортных данных.

2. Требования по технике безопасности при эксплуатации воздуходувок

2.1 Начинать эксплуатацию воздуходувки разрешается только тогда, когда она смонтирована по всем пунктам прилагаемого паспорта.
Заметив неисправности, воздуходувку необходимо остановить. Дальнейшая работа возможна только после устранения неисправности.

2.2 При снятии шумоподавляющего кожуха, использовать наушники.

2.3 При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при монтаже воздуходувки необходимо пользоваться исправными подъёмными устройствами грузоподъемностью не менее указанной в прилагаемом паспорте.
Строповку, монтаж на месте и крепление воздуходувки проводить согласно схеме, указанной в прилагаемом паспорте.

2.4 При ремонте, замене масла или выполнении других работ технического обслуживания, воздуходувка должна быть остановлена и отключена от электросети.

2.5 Если воздуходувка смонтирована в таком месте, на которое распространяются санитарные нормы, ограничивающие уровень звука, то должны быть смонтированы устройства подавляющие уровень звука (глушители всасывания и нагнетания, звукоподавляющий кожух и т.п.), снижающие уровень шума до допустимого уровня.
Если воздуходувка работает без шумоподавляющих устройств, то при ее обслуживании необходимо использовать средства индивидуальной защиты от шума.

2.6 Консервацию и расконсервацию, чистку очистителями проводить с соблюдениями мер противопожарной безопасности, использовать средства индивидуальной защиты и выполнять требования по использованию очистителей.

2.7 Во время работы воздуходувки не стоять перед окнами выдувки (предохранительного клапана, клапана снижения нагрузки и т.п.), так как струя воздуха может выбросить попавшие в воздуходувку твердые частицы.

2.8 Коробка выводов электродвигателя должна быть закрыта крышкой, а двигатель, пульт управления и сама воздуходувка должны быть заземлены, используя предусмотренные для этого болты заземления.

2.9 При работе из-за рабочего давления поверхности воздуходувки и трубопровод нагнетания могут сильно нагреваться. Осторожно, опасность ожегов! Работать в перчатках! Во избежание ожегов использовать средства защиты (индивидуальные, изолировать нагнетательный трубопровод и т.п.).

2.10 Не разрешается работа воздуходувки без предохранительных устройств (предохранительного клапана, ограждения ременной передачи и т. п.).

2.11 Самовольное изменение конструкции воздуходувки не разрешается. Запрещается производить изменения конструкции воздуходувки без согласования с заводом-изготовителем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector