ГОСТ Р 50906-96. Оборудование сваебойное. Общие требования безопасности (78492)
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает требования к технике безопасности сваебойного оборудования (далее — оборудования), используемого при устройстве фундаментов и подпорных стенок с помощью свай или других стержневых элементов, а также для их извлечения.
Все требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.028-80 ССБТ. Шум. Определение шумовых характеристик источников шума
ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.011-75 Машины строительные и дорожные. Требования безопасности
ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.033-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.040-79 ССБТ. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к конструкции
ГОСТ 12.2.062-81 ССБТ. Оборудование производственное. Ограждения защитные
ГОСТ 12.2.086-83 ССБТ. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации
ГОСТ 12.2.101-84 ССБТ. Пневмоприводы. Общие требования к безопасности конструкции
ГОСТ 12.3.033-84 ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации
ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ 12.4.040-78 ССБТ. Органы управления производственным оборудованием. Обозначения
ГОСТ 15.001-88 Система разработки и поставки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения
ГОСТ 14254-80 Изделия электротехнические. Оболочки. Степени защиты
ГОСТ 27254-87 (ИСО 5010-84) Машины землеройные. Система рулевого управления колесных машин
ГОСТ 27258-87 (ИСО 6682-86) Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления
ГОСТ 27259-87 (ИСО 7096-82) Машины землеройные. Сиденье оператора. Передаваемая вибрация
ГОСТ 27534-87 (ИСО 6394-85) Акустика. Измерение воздушного шума, создаваемого землеройными машинами на рабочем месте оператора. Испытания в стационарном режиме
ГОСТ 27913-88 Краны грузоподъемные. Органы управления, расположения и характеристики. Общие принципы
ГОСТ 28769-90 Машины землеройные. Требования к эффективности и методы испытаний тормозных систем колесных машин
ГОСТ 28975-91 (ИСО 6395) Акустика. Измерение внешнего шума, излучаемого землеройными машинами. Испытания в динамическом режиме
ГОСТ 29100-91 (ИСО 2867-80) Машины землеройные. Системы доступа
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 оборудование сваебойное: Полный комплект машин, состоящий из взаимосвязанных деталей и узлов, используемых для установки, погружения или извлечения свай и других элементов, т.е. выполняющих весь комплекс свайных работ при устройстве фундаментов и сооружений. Оборудование подразделяют на группы: копры, сменное копровое оборудование, погружатели (или выдергиватели), вспомогательные элементы;
3.1.2 копер: Автономная машина, предназначенная для подъема, установки сваи на точку погружения, корректировку, погружения сваи в грунт (или извлечения) с помощью погружателя (или выдергивателя).
Копер состоит из базовой машины и специального копрового оборудования в составе мачты и подкосов, устройств для крепления мачты, лебедок;
3.1.3 базовая машина: Самоходный агрегат, используемый для передвижения копра к месту забивки сваи. На базовой машине может быть размещена силовая установка, трансмиссия и аппаратура управления оборудованием для погружения или извлечения свай;
3.1.4 мачта: Металлическая или деревянная конструкция, обеспечивающая перемещение оборудования для погружения или извлечения сваи, а также обеспечивающая установку, центрирование и наведение самой сваи на точку погружения;
3.1.5 лебедки: Грузоподъемные механизмы для подъема погружателя и мачты, подъема, подтягивания сваи к точке погружения, а также для забивки сваи при ее погружении;
3.1.6 тормоза: Устройства, обеспечивающие в грузоподъемных механизмах подъем, остановку груза (погружателя, сваи, ударной массы и т.д.) и удержание его в подвешенном состоянии;
3.1.7 рабочий орган оборудования: Машины, с помощью которых погружают или извлекают сваи.
В зависимости от источника энергии рабочие органы подразделяются на группы: механические, паро-воздушные, дизельные и гидравлические;
3.1.8 рабочий орган оборудования механический: Ударная часть поднимается стальным канатом с помощью лебедки;
3.1.9 рабочий орган оборудования паровоздушный: Ударная часть перемещается под давлением воздуха или пара;
3.1.10 рабочий орган оборудования дизельный: Ударная часть перемещается в результате расширения газов, возникающих от сгорания топливно-воздушной смеси;
3.1.11 рабочий орган оборудования гидравлический: Ударная часть перемещается под действием давления в гидравлической системе;
3.1.12 свайный молот: Машина, применяемая для погружения свай в грунт ударами.
3.1.13 сваевыдергиватель: Машина, извлекающая из грунта сваи или шпунт путем передачи им ударов и вибрации или их комбинации, используемая в сочетании с грузоподъемным механизмом;
3.1.14 вибропогружатель: Машина, создающая колебания свайного элемента, который в свою очередь вызывает вибрацию грунта вокруг себя, в результате чего уменьшается трение между сваей и грунтом, и элемент погружается под действием собственной массы и массы вибропогружателя;
3.1.15 машины статического действия: Машина, предназначенная для погружения или извлечения свайного элемента путем приложения постоянного вертикального усилия;
3.1.16 сменное копровое оборудование: Оборудование, навешиваемое на стрелах общестроительных машин (экскаваторов, кранов), предназначенное для использования в качестве копрового оборудования;
3.1.17 наголовник: Узел, который располагают между ударной частью погружателя и сваей;
3.1.18 зажимные приспособления: Устройства механические или гидравлические, обеспечивающие захват сваи, что позволяет осуществлять передачу колебаний от вибратора свае, а также передачу ей извлекающих усилий от выдергивателя ударного действия и усилий от вдавливающего (вытягивающего) устройства статического действия;
3.1.19 оборудование для разрушения голов свай: Устройство, предназначенное для разрушения (срезки) голов забитых свай и их подготовки для соединения с верхними элементами сооружения.
4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1 Оборудование должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 12.2.011.
4.2 Грузовая устойчивость сваебойных копров
4.2.1 Конструкция, выполнение и эксплуатация копров должны обеспечивать их грузовую устойчивость в течение всего срока службы при всех нормативных режимах работы.
4.2.2 Предусмотренные режимы включают транспортирование, монтаж, демонтаж, работу, перемещение по рабочей площадке, вывод из рабочего положения на площадке.
4.2.3 Инструкция с указаниями по обеспечению грузовой устойчивости (с приведенными техническими параметрами машины и ее узлов) должна быть установлена в кабине так, чтобы ее было хорошо видно с рабочего места машиниста. В инструкции также должна быть указана предельная масса погружателя и сваи.
4.3.1 Знаки безопасности и сигнальные цвета установки — по ГОСТ 12.4.026.
4.3.2 Обслуживающий персонал (копровщик, помощник копровщика и машинист) на месте проведения работ должен пользоваться средствами индивидуальной защиты (шумозащитными наушниками, виболяционными рукавицами, специальной обувью и т.п.).
4.4 Материалы, применяемые в конструкции оборудования, должны быть негорючими и должны подбираться таким образом, чтобы они не представляли опасности для здоровья или были безопасны при соприкасании с ними людей.
4.5 Горячие поверхности, к которым рискует прикоснуться человек, должны быть ограждены, а острые кромки, к которым также рискует прикоснуться человек, должны быть снабжены крышками.
4.6 Трубопроводы и шланги, находящиеся под давлением, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.086.
В тех случаях, когда разрыв шланга вблизи рабочих мест обслуживающего персонала может представлять для них опасность (например от струи сжатого воздуха или рабочей жидкости, вырывающихся из отверстия в шланге), оборудование следует снабжать защитными кожухами или крышками.
4.7 При проведении работ в темное время суток сваебойные установки должны быть оборудованы осветительными приборами, обеспечивающими освещенность не менее 150 люкс в рабочей зоне у точки забивки сваи и не менее 5 люкс в кабине на уровне пульта управления.
4.8 Специальные средства защиты
4.8.1 Вокруг копра должна быть определена опасная зона: длина опасной зоны равна сумме радиусов поворота контргруза копра сзади и высоты мачты плюс один метр спереди, ширина равна удвоенной высоте мачты. По границе опасной зоны должны быть установлены предупредительные надписи на языке страны, производящей работы: «Находиться в опасной зоне запрещено». Допускается присутствие в зоне рабочего персонала, но присутствие посторонних лиц запрещается.
4.8.2 Копры должны иметь световые или звуковые сигнальные системы, которые можно включать с рабочего места машиниста.
4.8.3 По требованию потребителя копры должны быть оборудованы проблесковыми маячками.
4.8.4 Сигнальные цвета и знаки безопасности — по ГОСТ 12.4.026.
4.8.5 Виброоборудование должно быть снабжено соответствующими амортизаторами, либо машинист должен иметь возможность применить иные меры для снижения вибрации копра, что должно указываться в инструкциях.
4.9 Шум и вибрация
4.9.1 Оборудование должно быть сконструировано и выполнено таким образом, чтобы уменьшить шум до возможно более низкого уровня, учитывая технический прогресс и наличие средств и методов снижения уровня звука, особенно в его источнике, таких как звукопоглощающие прокладки, звукоизолирующие кожухи, капоты и т.п.
4.9.2 Эквивалентный уровень звука за пределами «опасной зоны», границы которой определены 4.8.1, не должен превышать нормативов, установленных ГОСТ 12.1.003.
4.9.3 Эквивалентный уровень шума в пределах «опасной зоны» должен соответствовать приложению А.
4.9.4 Обслуживающий персонал, находящийся в зоне повышенного шума, должен быть защищен звукопоглощающими и звукоизолирующими ограждениями (экранами), а также средствами индивидуальной защиты от шума по ГОСТ 12.4.051 с тем, чтобы непосредственное воздействие звука на органы слуха не превышало нормативного по ГОСТ 12.1.003, т.е. эквивалентный уровень звука не превышал 80 дБ.
4.9.5 Изготовитель должен указывать в паспорте и технических условиях уровень шума выпускаемого оборудования.
4.9.6 Вибрация, оказывающая вредное воздействие на обслуживающий персонал при работе оборудования, не должна превышать значений, указанных в ГОСТ 12.1.012.
4.10 Запыленность и загазованность
4.10.1 Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания сваебойных установок должны отводиться в сторону от рабочих мест обслуживающего персонала.
4.10.2 При работе в условиях, связанных с опасностью воспламенения газов, все выхлопные системы следует снабжать искрогасителями.
4.10.3 Санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны должны соответствовать ГОСТ 12.1.005.
4.11 Системы аварийного выхода
4.11.1 Верхние рабочие площадки должны быть снабжены лестницами с перилами, позволяющими их покидать в аварийных ситуациях.
4.11.2 Все системы безопасности должны быть установлены на оборудовании и готовы к немедленному использованию.
4.11.3 Все верхние рабочие зоны должны иметь места крепления (с минимальным усилием разрыва 7,5 кН) для предохранительных поясов индивидуальной защиты.
5 ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ КОНСТРУКЦИИ
5.1 Блоки, барабаны и стальные канаты
5.1.1 Стальные канаты должны соответствовать требованиям ГОСТ 3241.
5.1.2 При разматывании каната до его максимальной рабочей длины на барабане должно оставаться не менее трех оборотов каната.
5.1.3 Углы каната при разматывании и сматывании под нагрузкой должны быть минимальными: угол между барабаном лебедки и блоком не должен превышать 4°; угол между канатом и барабаном не должен превышать 2°.
При большем угле каната следует применять специальные намоточные механизмы.
5.1.4 Крепление канатов на концах ненормализованными зажимами не допускается.
5.1.5 Борта барабанов при любых условиях должны подниматься над верхним слоем каната на высоту не менее двух его диаметров.
5.1.6 Минимальные отношения диаметра барабана к номинальному диаметру каната 16:1, блока к диаметру каната 18:1.
5.2.1 Лебедки для подъема и сброса ударной массы свайных молотов механического действия должны иметь механический тормозной фиксатор.
Использование этих лебедок для каких-либо других грузоподъемных работ не допускается.
Техника для забивки свай
На данной странице представлена информация о спецтехнике, применяемой при забивке железобетонных свай. Мы рассмотрим классификацию данных машин, их эксплуатационное назначение и разновидности установок, используемых фирмой «Установка Свай».
Для забивки свай используется специальное оборудование, которое, в общем, принято называть сваебойная техника. Наша компания имеет мобильную и достаточно мощную технику для забивки свай:
Эта техника позволяет забивать сваи длиной до 12 метров, причем за смену наши сотрудники могут установить от 20 до 30 свай – что является показателем высокой производительности нашего оборудования и профессионализма сотрудников.
Применение и назначение
Эксплуатационное назначение копровой техники — монтаж ЖБ свай и металлического шпунта. Такие машины самостоятельно, без вспомогательных установок, способны выполнять все технологические процессы по погружению вышеуказанных конструкций.
- ;
- Размещение на точке погружения по предварительно размеченной схеме;
- Подтягивания погружаемой конструкции лебедкой;
- Установка сваи либо шпунта в забивочное положение;
- Фиксация конструкции на копровой мачте и стыковка с молотом; ;
- Расстыковка сваи и молота;
- Перемещение техники на точку следующего погружения.
Сваебойная спецтехника широко востребована в жилищном и промышленном строительстве, где она используется в целях забивки свай при обустройстве свайных фундаментов под многоэтажные и малоэтажные здания.
- Для монтажа опор мостов (автомобильных и железнодорожных);
- Для установки свай в фундаментах гидротехнических сооружений (причалов, пирсов);
- Для установки опор ЛЭП, столбов освещения.
С целью монтажа шпунтового металлопроката сваебойная техника привлекается к огораживанию котлованов стенками из шпунта, укреплению береговых линий, неустойчивого рельефа, создания в грунте герметичных резервуаров.
Наша сваебойная техника
Junttan PM-20 — сваебойный копр на гусеничной транспортной базе. В отличие от других установок, PM-20 укомплектован гидравлическим молотом с более высоким КПД, чем у дизельных агрегатов. Масса ударной части данного молота составляет 5 тонн, что позволяет ему без применения вспомогательных технологий (бурения лидеров либо подмыва) забивать сваи и шпунт в грунт высокой твердости (включая вечномерзлый).
Среди эксплуатационных преимуществ техники — поворотная рабочая платформа и возможность пространственной регулировки копровой мачты, что позволяет вести забивку наклонный свай (до 18 градусов отклонения). PM-20 работает со сваями до 14 м. в длине массой до 3.5 т. Сечение погружаемых конструкций — от 30х30 до 40х40 см.
СП-49 — гусеничный копр, в качестве транспортной базы в котором используется трактор Т170. Данная установка отличается компактными размерами и высокой мобильностью в пределах строительной площадки. Сваебой оборудован молотом дизельного типа, масса ударной части которого составляет 2.5 тонн.
Техника забивает сваи весом 5 т. (длина до 12 м.), диапазон рабочих сечений — 30х30 и 35х35 см. Как и PM-20, машина способна вести забивку наклонных свай (18 градусов отклонения).
УСА, он же «Универсальная Сваебойный Агрегат» — мобильный колесный копр, который используется нами для монтажа свайных полей под малоэтажные здания и забивки отдельно стоящих свайных опор. Комплектуется УСА дизельным молотом, боек которого весит 1.25 тонн. Данный молот позволяет копру вести забивку конструкций весом в 3 т. (длина до 12 м). Машина работает с сечением свай 30х30 см.
УГМК-12 — колесная копровая установка высокой проходимости. Техника укомплектована на полноприводной базе (6х6) от Камаз-53228, которая эффективно преодолевает сложную пересеченную местность и работает на объектах, куда не могут добраться другие виды копров.
Сваебой имеет на борту дизельный молот с бойком массой в 3 тонны. Он забивает сваи весом 5 т. (длина до 12 м). Диапазон сечений — от 30х30 до 35х35 см. Копр ведет наклонную забивку свай (до 12 градусов отклонения).
БМ-811 — копр бурильно-сваебойного типа. Техника способна бурить скважины (длина до 12 метров, диаметр 15-50 см.) и погружать в них сваи (вес до 3 т., длина до 12 м.). Установка не нуждается в смене комплектации для выполнения данных технических операций, что значительно снижает сроки реализации и финансовые затраты на выполнение проекта (в сравнении с использованием двух отдельных копров).
- JunttanPM-20 забивает до 60 свай за день;
- СП-49 — до 35 свай;
- УСА и УГМК-12 до 25 свай.
Сваебойная техника: навесное оборудование
Для забивки свай используются молоты, которые могут быть различны по принципу действия:
- механические
- паровоздушные
- гидравлические
- дизель-молоты
С развитием техники для забивки свай первые два типа молотов сегодня практически исчезли из штатов строительных предприятий. Гидравлические молоты – самое мощное навесное оборудование, которым вооружаются, копры на гусеничном или рельсовом ходу. Применяются такие сваебойные установки при строительстве крупных, массивных зданий и сооружений.
Наша компания ориентирована на строительство небольших и средних по величине объектов, поэтому мы используем трубчатые дизель-молоты УР-1250, позволяющие забивать сваи не только вертикально, но и под углом к горизонту.
Может быть полезным для Вас:
Сваебойная техника: выгоды сваебоя на колесах
Сваебой на базе автомобиля КрАЗ 250 с поворотной платформой намного мобильнее и предпочтительнее там, где возводятся сравнительно небольшие здания и применение тяжелой техники нецелесообразно. Он сочетает в себе преимущества автомобильного и гусеничного сваебоя и является наиболее универсальной и высокопроизводительной машиной.
Особенно эффективен такой копер при строительстве следующих объектов:
Условия перебазировки
- Колесные сваебои: в пределах зоны №1 — до 20 т.р., в пределах зоны №2 — 25 т.р.
- Гусеничные сваебои: зоны №1 и №2 — 80 т.р.
Мы готовы существенно расширить охват территории — если вас интересует перебазировка копров за пределы вышеуказанных зон, согласуйте ее стоимость с менеджерами компании.
Подробнее про условия поставки нашей техники на Ваш объект: Перебазировка сваебойной техники.
Аренда техники для забивки свай
Если Вы представитель строительной компании и нуждаетесь в проведении свайных работ – аренда сваебойной техники в Москве и области решит ваши проблемы. Быстро передвигаясь между объектами, наши сваебойные и бурильные машины выполнят весь необходимый объем работ в кратчайшие сроки.
Высокая профессиональная подготовка и твердая дисциплина персонала сваебойной техники нашей компании – гарантия качества и своевременного завершения любых сваебойных работ. Цены не дорогие.
Свяжитесь с нами и мы произведём работы
Наша компания занимается поставкой сваебойной техники — обращайтесь, поможем!
Полезные материалы
Копры для забивки свай
Копер сваебой — машина для погружения железобетонных свай и шпунта методом ударной забивки либо вибрационных воздействий.
Сваебойные установки
Погружение свай ударным методом производится путем забивки свай молотами.
Аренда сваебойной установки
Сегодня строительство свайных фундаментов осуществляется не только в многоэтажном гражданском и промышленном, но и в малоэтажном загородном строительстве.
Принцип работы сваебойной машины
Строительная сваебойная машина – это специализированный механизм, позволяющий забивать железобетонные или металлические опоры на определенную глубину. По окончании установки оголовки свай объединяются ростверком, образуя надежное фундаментное основание. Погруженные опоры отлично уплотняют почву не только в пределах свайного поля, но и около него. Благодаря их применению на слабых грунтах удается возводить крупные строительные объекты. Помимо своего основного назначения, такие машины используются для упрочнения почвенных участков в пространствах между строящимися зданиями или для барьерного ограждения.
Классификация сваебойных машин
В соответствии с используемым приводным механизмом известные сваебойные агрегаты делятся на следующие виды:
- Чисто механические устройства.
- Паровоздушные (ударные) машины.
- Вибрационные молоты.
В механических машинах предусматривается подъем молота посредством специального троса с последующим его падением с высоты примерно 3-х метров (фото ниже по тексту).
Операция повторяется до тех пор, пока свая не погрузится на нужную глубину. Основной недостаток этого типа машин – сравнительно низкая производительность.
Паровоздушные механизмы приводятся в действие либо силой пара, либо работают от сжатого воздуха, воздействующего на ударную часть. Они делятся на агрегаты простого и двойного цикла. В первых образцах сила пара или сжатого воздуха расходуется только для подъема молота, а в устройствах двойного действия она выполняет полезную работу и при ударе по свае. Их эффективность несколько выше, чем у предыдущих моделей. В конструкцию машин вибрационного типа введены специальные элементы – дисбалансы, обеспечивающие вибрацию исполнительного механизма. Вместе с ударным импульсом достигается нужный эффект (при необходимости можно извлечь сваю из грунта). Недостаток – возможность применения только для мягких почв.
По способу перемещения по рабочему полю все машины этого класса подразделяются на следующие типы:
- Колесные.
- Гусеничные.
- Рельсовые.
Выбор каждого из сваебойных агрегатов определяется условиями проведения соответствующих работ.
Принцип работы машины
Принцип работы сваебойной машины основывается на известной технологии непрерывного проходного шнека, предполагающей предварительное бурение лунки с последующей забивкой сваи. Основная рабочая операция осуществляется посредством массивной чугунной отливки (молота), управляемой приводным механизмом.
У простейших машин при забивке он поднимется по направляющим мачты на нужную высоту, а затем (после расцепления фрикциона лебедки) падает на оголовок сваи под действием собственного веса. Расцепление удерживающего захвата происходит при сильном натяжении приводного каната механизма управления. Полный рабочий цикл машины состоит, таким образом, из подъема ударной части и из ее последующего падения на оголовок сваи.
Обзор моделей сваебойных машин
Машины бурильно сваебойные представлены множеством образцов от таких производителей, как:
- Junttan OY (Финляндия).
- Diesekos PVE (Голландия).
- ОАО «Строймаш» и другие.
Большой популярностью пользуются у строителей сваебойные машины Orteco (Германия). Оборудование от всех этих производителей смонтировано на поворотных платформах, перемещаемых на гусеничных шасси. Указанные модели оснащены типовыми подъемными мачтами с направляющими для движения молота, приводимого в действие посредством гидроцилиндра или подъемной лебедки. Среди предлагаемых рынком изделий особо выделяется сваебойная машина Копер, являющаяся классическим представителем платформенной техники, широко используемой при проведении строительных работ. Среди отечественных образцов особо выделяется гусеничная модель СП 49, отличающаяся небольшими габаритами и высокой производительностью.
Технические характеристики техники
К основным рабочим параметрам сваебойных агрегатов относят:
- Их производительность.
- Среднюю глубину погружения забиваемой сваи.
- Ее типоразмер.
- Скорость подъема на заданную высоту.
- Показатель грузоподъемности.
- Габариты мачты с учетом угла уклона.
При описании технических характеристик сваебойного механизма основное внимание обращается не только на диаметр погружаемой в грунт сваи, но и ее длину. При этом масса самих механических молотов колеблется в диапазоне от одной до 5-ти тонн, а высота их свободного падения редко превышает 3 метра. В зависимости от последнего параметра число ударов по свае варьируется от 12-ти в минуту (для механизмов с расцеплением) и до 18-ти – в его отсутствии.
Заключение
На российском рынке представлено множество образцов сваебойного оборудования, отличающегося своим типом и рабочими параметрами. При подборе определенного вида сваебойной машины очень важен учет класса предстоящих работ и состояния грунта (климатических условий) в месте их проведения. Принимаются во внимание и объемы строительства, на которые должен быть рассчитан выбираемый агрегат, а также возможность его ремонта. Только с учетом всех перечисленных факторов строительные работы могут быть проведены на качественном уровне и завершены строго по плану. От правильности выбора этих механизмов зависит надежность и долговечность сооружаемого фундаментного основания.
Ударники нулевого цикла – сваебойные установки
Устройство свайного фундамента при возведении объектов промышленного или гражданского назначения не обходится без применения сваебойных машин. При помощи свай уплотняется грунт любой категории сложности. Каждая погруженная в основание свая уплотняет грунт вокруг себя на расстояние до 3-х ее диаметров. Большинство используемых на практике сваебоев обеспечивают глубину забивки фундаментных элементов от 3-х до 12 метров.
Винтовые сваи для создания фундаментной конструкции – прогрессивное направление для малого гражданского строительства. Правильное завинчивание винтовых свай обеспечит надежность и долговечность сооружений даже на сложных грунтах, на пригорках. Монтаж свайно-винтового фундамента происходит при помощи специальной установки, расположенной на самоходном шасси.
На фото — установка винтовых свай с помощью спецтехники
В некоторых случаях (наличие в грунте слоя песка более 2 метров толщиной, при увеличенной длине используемых свай, для уменьшения риска передачи динамических нагрузок на соседние строения, для существенного снижения шума) непосредственно перед забивкой свай производится лидерное бурение.
Среди преимуществ сваебойных установок – энергетическая автономность, отличная маневренность, достаточная мощность, механизация вспомогательных процессов, высокие технико-экономические показатели (производительность, небольшой срок окупаемости оборудования).
Состав сваебойной установки
- Копер.
- Сменное навесное оборудование.
- Погружатель (выдергиватель).
- Дополнительное оборудование.
Копер-мачта – металлическая конструкция, осуществляющая подъем и фиксацию сваи с выверкой точности ее положения. Копер устанавливается на шасси или опору. Погружение фундаментного элемента происходит под действием ударной нагрузки на оголовок железобетонной конструкции, создаваемой молотом. Широкое применение получили гидравлические и дизель-молоты, являющиеся навесным сменным оборудованием копровых сваебойных установок.
Кроме копра и молота в состав установки для забивания фундаментных конструкций входят:
- силовая установка, обеспечивающая ударную силу молота, равную удвоенному весу сваи
- приводные лебедки для подъема молота и шпунта;
- тормоза, позволяющие удерживать сваю в подвешенном состоянии;
- наголовники, являющиеся промежуточным элементом между ударной частью молота и железобетонным элементом фундамента;
- захватные приспособления;
- машина для срезки голов установленных свай.
Копровая установка оборудована поворотной (или неповоротной) платформой. Управление установкой происходит из кабины машиниста.
Классификация копровых установок
Тип ходового оборудования является основой классификации копрового оборудования. Различают:
- оборудование на рельсоколесном ходу;
Подготовка опорной поверхности большой площади для тяжелой техники существенно удорожает данный этап устройства фундамента. Поэтому такие сваебойные установки используется в редких случаях.
- установки на пневмоколесном ходу;
В качестве ходового оборудования, чаще всего, используется автомобильное шасси. Благодаря этому сваебойные машины обладают высокой степенью мобильности.
- гусеничные копровые установки;
В строительстве являются наиболее востребованным видом сваебойной техники. Они объединяют в себе высокую мобильность при значительной массе.
На фото — сваебойная машина на гусеничном ходу
На фоо — гидравлическая сваебойная машина
По типу рабочего механизма сваебойный копер может быть:
- простым;
- универсальным;
- специализированным;
- с ненаклоняемой мачтой;
- с наклоняемой мачтой.
Степень мобильности копровой техники подразделяет ее на передвижные и самоходные сваебойные установки. Буксируемые (передвижные) копры устанавливаются на шасси автомобилей, т. к. не имеют собственного приводного механизма. Самоходные сваебои могут совершать передислокацию от пределов размера строительной площадки (рельсоколесное оборудование) до, практически, неограниченного расстояния (пневмоколесные копры).
На видео — разворачивание и работа пневматической сваебойной машиныТип привода оборудования может быть механическим, гидравлическим, электрическим, пневматическим или комбинированным (электромеханическим, пневмогидравлическим, электрогидравлическим). Комбинированный привод обладает преимуществами разных видов приводов, но освобожден от их недостатков.
Универсальный Сваебойный Агрегат
Универсальный сваебойный агрегат является специализированной самоходной машиной, основным предназначением которой является забивание в грунт металлических, железобетонных и деревянных свай, как вертикально, так и наклонно с наклоном 4:1. Для выполнения работ эта спецтехника использует ударно-забивной метод.
Широко используется как в гражданском (дачном, коттеджном) строительстве, осуществляет забивание свай сечением 300х300 длиной до 12 м.
Рис. 1: Универсальный сваебой в работе
УСА — Назначение сваебоя
Принцип работы сваебойной машины на базе автомобильного шасси КРАЗ-250 К — копровая установка, выпущенная более 30 лет назад (в 1980 году), которая и на сегодняшний день не потеряла своей актуальности:
- Данная установка применяется для забивки шпунта и обустройства свайных фундаментов как в частном(создание свайных оснований под малоэтажные дома, дачи и коттеджи), так и промышленном строительстве (фундаменты под многоэтажные здания, трубопроводы, мосты и эстакады).
- Универсальный сваебойный агрегат выполняет вертикальное и наклонное погружение в грунт деревянных либо буронабивных свай заводского производства ударно-забивным способом.
- Благодаря широкому углу охвата УСА способен погружать сваи в радиусе шести метров не меняя места своего расположения, а благодаря высокой мобильности, при необходимости установка быстро перебазируется в любое место свайного поля.
Рис. 2: Подтасквание сваи для дальнейшего погружения
Универсальный сваебойный агрегат УСА Краз-250к
УСА представляет собою автомобильное шасси КРАЗ-250к, оборудованное стреловым краном и навесным оборудованиям для забивки буронабивных свай.
УСА является многофункциональной установкой, которая способна выполнить весь спектр свайных работ. Рабочий цикл универсального сваебойного агрегата состоит из следующих операций:
- Перемещение буронабивной сваи на место установки;
- Строповка и поднятие сваи;
- Размещение в точке погружения согласно проектной разметке;
- Монтаж на ствол сваи наголовника, который защищает ее от разрушения во время забивания;
- Стыковка сваи и погружателя (дизель молота);
- Демонтаж строповки; , в процессе которой выполняется непрерывный контроль за вертикальностью ее погружения;
- Расстыковка сваи и погружателя;
- Демонтаж наголовника.
Продуктивность универсального сваебойного агрегата достаточно высока, он способен погружать до 20 свай в течении одной рабочей смены.
Рис. 3: УСА погружает свай как в жару, так и в холодную пору
Функциональность копровой установки УСА зависит от того, каким навесным оборудованием она укомплектована.
При оборудовании УСА дизель-молотом УР1-1250 он способен погружать буронабивные сваи сечением 300*300 мм массой до 3 тонн, при комплектации дизель молотом УР1-1800 — УСА погружает сваи массой до 5 тонн.
Максимальная длина погружаемых свай ограничена высотой стрелового крана, УСА способен работать со сваями длиной до 12 метров.
Устройство универсального сваебойного агрегата
Устройство УСА состоит из копра и дизель-молота, которыми оборудовано шасси КРАЗ-250к.
Копер — это совокупность механизмов, используемых для строповки и поднятия сваи, установки ее на в место монтажа, удержания в заданном положении и фиксации сваебойного молота. Данные механизмы представлены стреловым краном, лебедками, канатами, блоками и направляющими рамами. Все они являются полностью механизированными (приводятся в движение с помощью электрических либо гидравлических силовых агрегатов).
Стреловой кран
Длина телескопической стрелы универсальной копровой установки в базовом положении составляет 9,7 метра, максимальная длина вылета стрелы — 4, 85 метра. Стрела оборудована гидравлическим приводом, им выступает гидроцилиндр двустороннего действия, который перемещает стрелу в вертикальной плоскости. Элементы управления приводом расположены в кабине оператора.
Навесное сваебойное оборудование
Для выполнения работы на спецтехнику могут монтироваться дизель-молоты двух основных типов:
- УР1-1250, позволяющий осуществлять установку свай, масса которых составляет 3 тонны.
- УР1-1800, позволяющий забивать сваи, масса которых составляет до 5 тонн.
Выбор конкретной навески выполняется исходя из условий работы — УР1-1800 обладает большей массой ударной части (1.8 тонн), именно поэтому он способен забивать сваи массой до 5 тонн.
По остальным параметрам конструкция дизель молотов идентична. Она состоит из поршня — дизельного привода, ударной части, шабота (наковальни) — неподвижной конструкции, стыкующейся с верхней частью свайного столба и соединенных с шаботом направляющих рам, по которым передвигается ударный поршень.
Принцип работы дизель молотов
Принцип работы дизель молотов, которыми комплектуется УСА следующий: на нижней части ударного поршня и на торцевой части шабота расположены сферические углубления, образующие камеру сгорания дизельного топлива.
При ударном столкновении поршня и шабота происходит воспламенение топливной смеси, в процессе которого высвобождается взрывная энергия, действующая на две стороны — она погружает сваю в грунт и одновременно отбрасывает ударную часть в исходное положение. Дополнительную энергию для погружения сваи дает и удар самого поршня, вес которого, как правило, составляет 30-40% от массы забиваемой конструкции.
Работа дизель-молота DR-30
После отбрасывания бойка в верхнюю часть дизель молота он повторно опускается под своим весом, таким образом процесс повторяется до тех пор, пока свая не будет погружена в почву на требуемую глубину.
Единственным функциональным недостатком дизель молотов УР1-1250 и УР1-1800 является отсутствие принудительного охлаждения, в результате чего в теплое время года на час работы сваезабивного оборудования приходится 30 минут простоя техники, которое требуется для естественного охлаждения конструкции.
Рис. 4: УСА ровно погружает каждую сваю на свайном поле
Во всем остальном — это крайне выносливое и надежное оборудование. Дизель молоты обладают высокой силой удара, благодаря которой они могут эффективно выполнять погружение свай в грунты невысокой и средней плотности.
Часто задаваемые вопросы:
Технически характеристики машины
УСА обладает следующими параметрами:
- Высота копрового агрегата – 14 метров.
- Максимальный вылет стрелы – 4,85 метров.
- Дизель-молот типа УР-1250 или УР-1800
- Вес ударной части молота 1250 или 1800 килограммов.
- Возможность забивать сваи в радиусе 6 метров, не меняя местоположение машины.
- Угол охвата этой спецтехники составляет 220 градусов.
- Средняя производительность примерно 15-20 свай за одну рабочую смену.
- Колесная формула шасси 4х6
- Мощность двигателя 220 лошадиных сил.
- Максимальная длина забиваемых свай составляет 12 метров
Преимущества универсального сваебойного агрегата
- Высокая мобильность и маневренность, что дает возможность обеспечить прекрасную автономность при выполнении работ.
- Колесное шасси позволяет передвигаться по бездорожью, а также использовать асфальтированные дороги общего назначения для того, чтобы добраться к месту проведения работ.
- Наличие поворотной платформы, которая дает возможность устанавливать несколько свай, не меняя свое местоположение.
- УСА укомплектовывается мощными дизель молотами, которые способны выполнять погружение буронабивных и деревянных свай в большинство типов грунта;
- Конструкция копровой установки позволяет забивать сваи не только в вертикальном, но и в наклонном положении;
- УСА отличается высокой продуктивностью — установка способна обеспечить погружение 20 свай за одну рабочую смену;
- По соотношению затрат аренду и полученного результат УСА на сегодняшний день является оптимальным вариантом сваебойной установки.
Фото универсального сваебойного агрегата
Предлагаем вашему вниманию фотографии универсального сваебойного агрегата во время выполнения разных рабочих операций:
alt=»Сваебойный агрегат на базе автомобильного шасси» height=»225″ /> alt=»Сваебойный агрегат — самоходная машина» height=»225″ />
Стоимость аренды универсального сваебойного агрегата
При аренде спецтехники этого типа стоимость забивания свай будет составлять от 300 рублей за один погонный метр. Кроме того, вам придется оплатить стоимость перебазировки универсального сваебойного агрегата, которая составляет 20000 рублей. Таким образом, аренда этой спецтехники для забивания 12 свай длиной 6 метров вам обойдется примерно в 236000 рублей.
Цена универсального сваебойного агрегата
Техника этого типа больше не выпускается, но при необходимости можно приобрести универсальный сваебойный агрегат на базе крана КС-4561АМ по средней цене от 1200000 рублей.