Устройство пожарного гидранта и принцип его работы
Устройство пожарного гидранта и принцип его работы
Пожарный гидрант – специализированное техническое приспособление, предназначенное для оперативного отбора воды из водопроводной системы в случае возникновения пожара. Открытие и закрытие гидранта осуществляется с помощью колонки, она же используется для подсоединения рукава для отбора воды на требующееся расстояние.
В нашей стране пожарные гидранты впервые появились в конце XIX века, когда выдающийся инженер Николай Зимин разработал проекты установки противопожарных систем в крупнейших городах Российской Империи. Инновация потребовала существенной доработки существующей на тот момент системы городских водопроводов. С тех пор устройство гидранта претерпело лишь незначительные изменения, оставаясь по своей сути тем же первым изобретением Зимина. Единственное, что было улучшено – это его производительность. У современного гидранта мощность может достигать 3 000 л/мин. Размеры пожарного гидранта зависят от типа и марки. Высота устройства может быть от 500 до 4000 мм.
Устройство пожарного гидранта
Вне зависимости от типа исполнения, пожарный гидрант по ГОСТ являет собой водоразборный кран, предотвращающий образование гидроудара в системе водоснабжения при закрытии колонки. Конструкция гидранта состоит из трех основных частей: стояка, клапанной и установочной коробки. Для изготовления всех модулей устройства используется серый чугун или в редких случаях – бронза. При более подробном рассмотрении можно разделить устройство пожарного гидранта на следующие функциональные части:
- корпус;
- уплотнительное и предохранительное кольцо;
- шток;
- предохранительную крышку;
- ниппель с резьбой.
При проектировании пожарного гидранта расчет диаметра его корпуса проводится исходя из размера труб, используемых в водопроводной системе, к которой он будет подключен. Крышка предотвращает попадание внутрь гидранта грязи и посторонних предметов, параллельно защищая резьбу ниппеля. Предохранительное кольцо обеспечивает фиксацию штока.
Принцип работы пожарного гидранта
В нашей стране сети водоснабжения в жилых районах выполняют функцию пожарных сетей, что учитывается при проектировании системы гидрантов. Для включения гидранта выполняются следующие действия:
- Защитная крышка откидывается для получения доступа к устройству; закручивается на резьбу ниппеля до момента плотного зажатия прокладок;
- Используя рукоятку колонки, ее проворачивают несколько раз против часовой стрелки, за счет чего поворачивается штанга внутри гидранта;
- Штанга прожимает клапан, передвигая его вниз, поток воды из трубопровода поступает в гидрант, а затем в рукав водоотвода;
- Регулирование напора воды осуществляется через основной вентиль.
После завершения пожаротушения действия осуществляются в обратном порядке. При закрытии клапана резиновый уплотнитель в нижней части ПГ открывает канал во фланце патрубка, за счет чего лишняя жидкость высвобождается из корпуса гидранта. Это позволяет предотвратить промерзание при минусовых температурах.
Подземный и надземный
Для установки подземного гидранта задействуется водопроводный колодец, обозначенный соответствующим знаком для облегчения поиска при пожаре и закрытый крышкой. Высота гидранта подбирается в соответствии с глубиной колодца. ПГ монтируется на специальную подставку, фланец или тройник водопровода. Область использования подземного ПГ узкоспециализированная, поскольку он рассчитан исключительно на тушение возникших в непосредственной близости очагов возгорания или на пополнение запасов воды пожарных машин.
Надземная модификация выполнена в виде отдельно стоящей колонки (КПА), совмещенной с системой водопровода. Отдельный колодец не требуется, также возможна внутренняя установка в здании. В нашей стране подобные устройства используются преимущественно в сельской местности или в городских окраинах. Кроме противопожарных функций, гидрант может быть задействован для хозяйственных нужд.
Правила эксплуатации пожарных гидрантов
Вне зависимости от типа исполнения существуют определенные правила эксплуатации пожарного гидранта:
- Подключение ПГ должно осуществляться к трубопроводу диаметром 100 мм или больше;
- Предельное значение гидравлического сопротивления составляет 10 ед, а рабочее давление – 1 МПА
- При подземном монтаже необходимо соблюдать расстояние до стены здания – 50-100 м;
- Плотность установки гидрантов в городской застройке определяется этажностью зданий, пропускной способностью водопровода, расчётным объемом воды, требуемым для обеспечения пожаротушения;
- Максимальное расстояние дороги – 2,5 м, при этом ближайшая стена здания должна находиться на расстоянии от 5 м.;
- Между люком и стояком должно быть расстояние в 40 см;
- Люк всегда должен быть закрытым, его открытие и доступ к ПГ осуществляется с помощью специального приспособления.
Перед вводом в эксплуатацию работоспособность гидранта в обязательном порядке тестируется путем контрольного отбора воды. Во время проверки замеряется пропускная способность колонки, напор и расход воды в минуту. Также проверяются резьбовые соединения на предмет достаточной герметичности. От тщательности проверки гидрантов зависит их бесперебойная работа при возникновении пожара.
Принцип действия гидранта пожарного надземного
Гидрант пожарный надземный (ГПН) – устройство, предназначенное для отбора из системы водоснабжения жидкости и ее дальнейшего применения в ликвидации огня. В России такие приспособления появились в первой половине ХІХ века, и, несмотря на наличие более современных технических средств, использование пожарного гидранта (ПГ) остается актуальным и сегодня.
Рассмотрим, какими бывают пожарные гидранты и какие требования предъявляются к установке этих устройств.
Пожарный гидрант
Пожар в доме или на производстве может произойти даже без видимых на то причин. Чтобы быстро и эффективно устранить возгорание, нужны средства противопожарной безопасности, к которым относятся все виды гидрантов.
Что это такое
Это устройство, монтируемое в водопроводную систему и используемое для забора воды или присоединения пожарных рукавов. Внешне пожарный гидрант представляет собой кран, к которому подключается рукав, применяемый для подачи огнегасящего вещества к очагу горения.
Для открытия доступа к тушащей жидкости внутрь ПГ вмонтирована затворная арматура. Выдерживать давление воды при длительном закрытии крана помогает специальная конструкция устройства. Согласно ГОСТу, диаметр ПГ может быть 100, 125 или 150 мм.
Назначение
Главная задача ПГ – забор воды из общей системы. Гидрант может быть использован и как самостоятельное устройство, и для передачи пожарным машинам тушащего вещества. Чтобы при необходимости установку можно было найти, в месте ее размещения располагают красные таблички, сделанные по ГОСТу 12.4.026. Иногда на их поверхность наносят светоотражающую пленку.
Устройство и принцип работы
Подземный и наземный пожарные гидранты имеют схожую конструкцию. Для их изготовления используется легированная сталь или чугун, что позволяет применять оборудование более 20 лет.
ПГ – это обычный кран, предназначенный для подачи воды, который может работать в условиях повышенных нагрузок. Основными требованиями к устройству являются морозоустойчивость и высокая пусковая скорость.
Принцип действия ГПН заключается в способности подавать воду в рукав, а потом к очагу возгорания. После тушения пожара проход жидкости перекрывается.
Работает устройство следующим образом:
- При повороте рычага штанга оказывает давление на клапан, который перемещается вниз. Так, жидкость может поступать в рукав. Для полного открытия гидранта необходимо сделать 15 оборотов.
- Если поворачивать рычаг в обратном направлении, отверстие постепенно закрывается, препятствуя движению через него жидкости.
На заметку. ГПН от пожарного крана отличается тем, что подключается к водопроводу и передает жидкость наружу к спецтехнике.
Виды ПГ
Выделяют 2 вида гидрантов:
- Надземные или бесколодезные.
- Подземные – имеют колодец. Они обеспечивают бесперебойную работу независимо от внешних условий, поэтому больше распространены.
Подземные
Подземный вариант ПГ размещают под землей внутри колодца путем установки на водопровод. Сверху колодец закрывается плотной крышкой. Гидрант используется вместе с колонкой для отбора из системы воды. ПГ должен соответствовать ГОСТу Р 53961-2010.
В России можно встретить 2 вида подземных гидрантов: московский и ленинградский. Друг от друга они отличаются устанавливаемой на гидранте колонкой. На каждом устройстве присутствует табличка, где указывают: номер ПГ, диаметр в дюймах и место расположения (Т – конструкция находится на тупиковой ветке водопровода, К – на кольцевой).
Высота подземной установки в пределах 0,5–3,5 м. Особенность конструкции – возможность предотвращать гидравлические удары во время закрывания гидранта.
Надземные
Наземный гидрант оборудуется на земле. Он может быть использован для обеспечения хозяйственных потребностей или забора воды при необходимости ликвидировать возгорание.
Часто встречаются гидранты-колонки с несколькими выходами для подключения рукавов. Период эксплуатации установки составляет 20–50 лет. Для продления срока безаварийного использования оборудования проводят антикоррозийную обработку его конструктивных элементов.
В зависимости от климатической зоны, где планируется использовать устройство, выбирают мокрый ПГ (с возможностью постоянной подачи), сухой гидрант (с регулировкой уровня подачи тушащей жидкости). В регионах, где в определенный период температура воздуха может существенно опускаться, гидрант монтируют в защитную камеру.
Установка гидранта надземного проводится с учетом некоторых требований:
- расстояние между гидрантами должно быть не более 150 м;
- диаметр водозаборной трубы в пределах города допустим не менее 100 мм, за городом – не менее 75 мм.
Гидрант-пистолет
В основном применяется при проведении горноспасательных работ для подачи воды к очагу возгорания. Допускается к эксплуатации в шахтах, где уровень концентрации метана не превышает 1 %, а влажности – не более 100 %. Гидрант подсоединяется к водозаборной магистрали, проложенной в шахте.
Принцип действия гидранта-пистолета следующий:
- закрепляется устройство на участке водопровода;
- заряжается пороховой заряд, производится выстрел для формирования на поверхности трубы отверстия подходящего диаметра;
- перекрывается подача воды с помощью крана;
- подсоединяется рукав.
Для пробивания отверстия используется специальная пуля диаметром 25 мм, длиной 30 мм, которая после выстрела возвращается к исходному положению. После завершения работы по тушению огня на отверстие устанавливается заглушка.
Гидрант Дорошевского
ПГ системы Дорошевского имеет наземный вид установки. Его корпус изготовлен из чугуна марки СЧ-15, что позволяет существенно увеличить срок эксплуатации. Присоединительный патрубок оборудован фланцем, что облегчает монтаж. Вес устройства 12 кг, высота 330–380 мм.
Требования к установке
Обычный водопровод, имеющийся в хозяйстве, может стать частью системы пожаротушения, если установить гидрант, к которому получится подключить рукав. Рассмотрим основные правила и требования к установке ПГ. Они обозначены Федеральным законом №123 и правилами поддержания пожарной безопасности в зависимости от объекта.
Место расположения
При выборе места для размещения пожарного гидранта учитывается тот факт, что от него будут отходить рукава. Поэтому поверхность вокруг устройства должна быть твердой и ровной. Также нужно придерживаться допустимого расстояния до жилых домов, сооружений, дороги.
Расстояние между гидрантами
Дистанция между двумя по соседству стоящими установками просчитывается так, чтобы при возникновении ЧП получилось обеспечить оптимальный для ликвидации огня поток воды. Для этого проводится расчет с учетом следующих показателей:
- этажность зданий (предположительно охваченных пламенем и расположенных в непосредственной близости);
- количество людей, проживающих в данном квартале.
Расстояние до здания
Колодцы, предназначенные для ПГ, размещаются не ближе 5 м от сооружения. В случае возгорания в строении это позволяет пожарной команде подобраться к колодцу и подключить пожарные рукава к гидранту. Максимальная дистанция до ближайшего здания – не более 50–100 м. Выполнение требований обеспечит качественное тушение очага возгорания.
Расположение на проезжей части
До проезжей части от ПГ не должно быть больше 2,5 м. Исключением является случай, когда планировка коммуникаций и улицы не позволяют подобрать другого места. К устройству оборудуют удобный подъезд. Рядом с люками не должно находиться стоянок.
При выборе места для размещения установки учитывают, что отсюда будут отходить рукава, которые не должны иметь перегибы или мешать проезжающему транспорту. Для этого сооружают специальные мостики, по которым в случае пожара прокладывается шланг.
Правила установки на сетях водопровода
Монтаж проводится на кольцевых или тупиковых сетях водопровода, длина которых менее 200 м. Это делается на случай того, что зимой вода внутри конструкции может замерзнуть. В холодное время года гидрант нужно утеплять или помещать в укрытие, очищать ото льда, снежных заносов.
В чистоте также содержатся и колодцы. В случае их затопления воду нужно откачивать.
Расчет количества гидрантов
Если расход воды, который может потребоваться для ликвидации возгорания, не превышает 15 л/с, то достаточно одного гидранта. Если необходимый показатель выше, то нужно совмещать несколько устройств.
Чтобы понять, сколько пожарных гидрантов может понадобиться, надо знать радиус его действия. Воспользуемся формулой:
где lp – допустимый радиус рукава;
α – угол подходящего наклона струи;
ΔZ – высота насоса.
Lзд – длина рукава, рассчитанная исходя из высоты оборудования.
Пирамида, колодец и ковер для гидранта
Вместе с ПГ нужно купить пирамиду, которая применяется для ограждения района, где проводят ремонтные работы, связанные с открытием люка. Она представляет собой четырехгранную конструкцию с ручкой для переноски. Изготавливают пирамиды из тонколистного металла, сверху наносят красное напыление. Ее цена будет зависеть от размеров.
Пожарные гидранты в основном размещаются внутри колодцев, закрывающихся крышкой. В случае пожара такой вариант позволит защитить установку от огня и продолжить работу по тушению возгорания. Чтобы получить доступ к гидранту, поднимается крышка, сверху размещается колонка, к которой присоединяются рукава.
Возможен бесколодезный вариант установки ПГ. В таком случае он устанавливается на земле. Его нижняя часть засыпается землей, а верхняя – накрывается ковром. С помощью такого приспособления нипель гидранта присоединяют к колонке. Данный вариант установки относится к дорогим, но не практичным, так как зимой выступающая над землей часть способна промерзать, поэтому требует утепления. Кроме того, она может быть повреждена транспортом.
Нормативно-правовая база
Устройство ПГ, его установка, проверка и эксплуатация прописаны в ГОСТ 8220-85. На предприятиях составляются свои нормативные документы, в которых содержатся правила техники противопожарной безопасности, чертежи всех установленных на территории гидрантов.
Выводы
К надземным и подземным гидрантам всегда предъявлялись высокие требования, которые со временем ужесточаются, так как статистика указывает на увеличение количества пожаров. Оборудование должно соответствовать ГОСТу и иметь сертификат качества и соответствия. Ведь именно от этого зависит работа всей системы пожаротушения.
Забор воды пожарной машиной
Пожарная безопасность
Забор воды из водоема пожарной машиной – параметр, от которого зависит скорость наполнения автоцистерны и быстрота прибытия боевого расчета на сигнал о возгорании. Определяющим фактором является тип источника: его объем, наличие подъездных путей и расстояние до населенного пункта.
Забор воды из открытого водоема
Технические параметры автоцистерн позволяют закачивать в их резервуар жидкость из открытого водоема. Согласно нормативу, забор воды пожарной машиной из открытого водоема возможен при использовании рукавов диаметром 125 или 150 мм. Выкачка из открытого водоема происходит в следующей последовательности:
- извлечь всасывающие рукава из пеналов, соединить друг с другом и поставить всасывающую сетку;
- снять заглушки со всасывающего патрубка и подсоединить к нему рукава;
- опустить рукава в водоем;
- открыть вакуумный клапан;
- включить газоструйный аппарат с постепенным увеличением частоты вращения вала двигателя;
- после появления в вакуумном клапане жидкости его перекрыть и включить газоструйный вакуумный аппарат;
- включить сцепление и постепенно увеличивать частоту вращения вала насоса;
- при достижении напора открыть задвижку, перекрывающую поступление воды в рукавную линию.
При погружении рукавов в водоем максимальная глубина должна быть 7 метра, а всасывающую сетку можно опускать при этом на 30 см.
Наиболее частой проблемой при заборе пожарными машинами воды из открытого водоема является недостаточная частота вращения вала силового агрегата при включении газоструйной вакуумной установки. Вторично причиной сбоя процесса отбора воды является преждевременное уменьшение частоты вращения вала двигателя. Третья часто встречающаяся причина – превышение частоты вращения вала насоса и создание большого напора при открытии напорных задвижек.
Максимальная высота всасывания при заборе воды из открытого источника зависит от температуры жидкости.
Температура, °C | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Высота всасывания, м | 7.0 | 6.5 | 5.7 | 4.8 | 3.8 | 2.5 |
Если возникает необходимость сделать забор жидкости при температуре свыше 60°С или если максимальная высота всасывания превышает 7 метров, то насос и всасывающая линия заполняются водой из цистерны. Если происходит выкачка горячей жидкости, то насос ставят ниже ее уровня (фактически он работает «под заливом»).
Чтобы осуществить забор из открытого водоисточника, к нему оборудуют подъездные пути. В случае неудовлетворительного их состояния используют следующие системы забора:
- Если расстояние от возможной безопасной стоянки автомобиля до линии воды небольшое, то используют удлиненную всасывающую линию, состоящую не менее чем из трех рукавов длиной по 4 метра. Высота всасывания при этом – не более 5 метров;
- При невозможности подъехать к водоему используют переносные или прицепные мотопомпы. Их закрепляют на отдельных площадках в максимальной близости к водоему. От мотопомпы вода подается в цистерну.
Забор воды из емкости
При заборе воды пожарными машинами из пожарного резервуара работают по трем схемам:
- Через «мокрый колодец». Эта схема предусматривает наличие мокрого колодца объемом 3-5 м 3 и расположенного перед ним сухого колодца с задвижкой. Шланг опускают в первый из них, который наполняется самотеком.
- Через узел с маховиками и насосную систему на пожарном резервуаре.
- Через самотечный трубопровод длиной до 200 метров.
Объем одного резервуара в населенных пунктах и промышленных предприятиях составляет 100-500 м 3 . В зоне индивидуальной застройки максимальный объем ПР – 150 м 3 .
Забор воды от водопроводной сети
При осуществлении отбора воды из водопроводной сети собирают напорно-всасывающую линию.
Автоцистерну или насосно-рукавный автомобиль устанавливают таким образом, чтобы всасывающие патрубки находились как можно ближе к колодцу гидранта. Далее действия состоят в следующем:
- открытие вакуумного клапана, чтобы выпустить воду из насоса;
- заполнение насоса водой;
- активация пожарного насоса;
- плавное открытие напорной задвижки;
- проверка поступления воды в рукавную линию.
Забор воды из водоема через заграждения
При заборе воды из открытого водоисточника при невозможности оборудовать свободные подъездные пути всасывающую линию приходится прокладывать через преграду. Чаще всего это перила мостов и парапеты. В этом случае могут образовываться воздушные пробки. При срабатывании выкидного штуцера воздух попадает в насосный отсек.
Именно поэтому на стадии появления воды в смотровом глазке необходимо удалить пробку:
Устройство пожарного гидранта: конструкция, правила установки, расчет радиуса действия
Пожарный гидрант — это устройство, предназначенное для обеспечения удобного забора воды из водопроводной сети.
Основное применение в качестве точки подсоединения пожарных рукавов, которые используются для непосредственного тушения очага возгорания или наполнения цистерны пожарного автомобиля. Кроме того, часто практикуется использование для мелиорационных работ.
Существуют два основных типа пожарных гидрантов, которые различают по способу установки:
- Наружные — рабочая часть с точками подключения находится над поверхностью земли;
- Подземные — монтируются в колодцах, оснащенных люками. Для России характерна подземная установка.
Все гидранты независимо от места установки оснащены запорами, которые можно открыть только с помощью специального ключа.
Правила установки
- В пределах от 50 до 100 м от любого сооружения;
- Расположение должно учитывать возможность беспрепятственной прокладки рукавов;
- До проезжей части расстояние не более 2,5 м и при этом до стены дома не менее 5 м;
- Диаметр трубы бытовой водопроводной сети для города должен составлять не менее 100 мм, для сельской местности допускается 75 мм.
Расчет количества и расположение
При расчете необходимого количества подключений и их расположения необходимо учитывать радиус действия пожарного гидранта, СНиП 2.08.02-85, производится по формуле:
lр – радиус допустимой протяженности пожарного рукава;
1,2 – коэффициент дополнительной протяженности при учете изгибов и неровностей основания;
α – оптимальный угол наклона компактного отрезка водяной струи Rk;
ΔZ – разница между уровнем поверхности у сооружения и высотой автонасоса;
lзд – минимально необходимая длина пожарного рукава по высоте сооружения.
Определяем lзд (длину пожарного рукава):
n – количество этажей здания;
k – высота этажа;
Формула справедлива только при вертикальной прокладке рукавов. При ползучей прокладке необходимо брать тройную высоту этажа сооружения.
Если автонасос находится приблизительно на одном уровне с колонкой, а угол эффективной струи принят оптимальным 60°, то радиус эффективного действия гидранта допустимо определять по упрощенной формуле.
Согласно определяемым радиусам эффективного тушения составляется карта участка.
Пожарные гидранты должны быть расположены так, чтобы обеспечит подачу воды минимум 15 л/с к любому зданию обслуживаемого участка.
Расположения гидранта внутри колодца
- В основном производятся гидранты, рабочая часть которых имеет высоту 1,5 м;
- Внешние габариты трубы имеют диаметр до 400 мм при таких размерах расстояние до внутренних стенок колодца должно составлять не менее 0,3 м, при габаритах 500-600 мм – 0,5 м, если диаметр трубы более 600мм между ним и станками колодца должно быть не менее 0,7 м.
- От фланцевой подставки до стенки колодца должно быть 0,3 м при диаметре до 400 мм и более 0,5 м если диаметр более 400мм.
- От низа трубы до дна колодца должно быть 0,25, 0,30, 0,35 м соответственно;
- От верхнего штока до люка 0,3м, от маховика 0,5 м.
- Пожарная подставка фланцевая;
- Герметизирующая прокладка под пожарный гидрант;
- Уплотнительная прокладка;
- Пожарный гидрант.
Последовательность установки
- Монтаж производится на фланцевую подставку. В зависимости от диаметра трубы и места расположения подставка может быть обычной, односторонней (устанавливается на окончание трубы), крестовой или тройником.
- Соединение подставки с трубопроводом, и гидрантом осуществляется через сборные, болтовые фланцевые соединения. С обязательным применением уплотнительных прокладок.
- После установки осуществляется проверка пожарных гидрантов – пробный пуск. Для этого пожарная колонка накручивается на ниппель и открывается доступ к воде. , в который осуществлена врезка, имеет необходимый по нормативам напор.
Особенности использования устройства и ответственное лицо
Кроме тестирования устройства на работоспособность после установки, в соответствии с СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты…» и постановления правительства РФ №390 от 25.04.2012г «О правилах пожарного режима в РФ», нужно проводить систематические осмотры и проверки готовности гидранта к работе, с периодичностью раз в полугодие, рекомендуется весенний и осенний период. Результаты проверки заносятся в акт, который подписывается проверяющими и ответственными лицами.
Кто отвечает за пожарный гидрант? Руководитель или лицо, назначенное ответственным за пожарную безопасность организации. Ответственный должен обеспечить:
- Свободный доступ к ПГ независимо от времени суток и производственных процессов. Особенно это важно в зимнее время, когда необходимо произвести расчистку крышки люка от снега и льда и освободить все пути подъездов.
- При падении давления воды в трубопроводе, питающем ПГ или при отключении отдельных его участков, на протяжении которых есть врезки, нужно немедленно известить об аварии представителей пожарного ведомства ближайшего отделения МЧС;
- Как устанавливаются таблички на наружные пожарные гидранты? В соответствии с СП 8.13130.2009, указатель пожарного гидранта должен соответствовать следующим требованиям:
- Табличка должна быть выполнена либо объемной с установленным в средине светильником, либо плоской, но покрытой светоотражающей краской устойчивой к атмосферным явлениям и не выгорающей на солнце.
- Указатели устанавливаются на отдельных столбах, стенах здании и сооружений, которые видно с проезжей части. Высота крепления 2-2,5 м.
- На табличке должна иметься информация о расположении гидранта, расстоянии к нему и стрелки, указывающей направление, также должна быть пометка о диаметре.
Обеспечение работоспособности
Сервисное и технической обслуживание производится дважды за год, его целью является обеспечение постоянной эксплуатационной готовности устройства. В перечень работ, которые необходимо произвести входят:
- Проверка состояния люка колодца на целостность и плотность прилегания;
- Проверка основных рабочих частей гидранта. Ниппеля на наличие и не поврежденность резьбы, корпуса, крышки и штанги на наличие трещин или других повреждений.
- Наличие в колодце дождевой или протекшей из ПГ воды;
- Целостность и герметичность уплотнительных прокладок или клапана;
- Легкость отворачивания клапана.
Устанавливается пожарная колонка и производится пробный пуск.
Какие рукава используют при установки пожарного автомобиля на водоем
Какие рукава используют при установки пожарного автомобиля на водоем?
Вопрос знатокам: с установкой на пожарный водоем объемом 10куб м. Магистральная и рабочая рукавные линии состоят из четырех рукавов 77 мм и двух рукавов 51. Расход ствола РС-70 равен 7 л/с а РСК-50 — 3,5л/с
С уважением, ОНТЛС УНД ГУ МЧС России РБ
Лучшие ответы
мда. . специалисты по ПТВ тут врядли встретятся (
Для тех, кто не понял, человек спросил: на сколько времени хватит воды в пожарной автоцистерне АЦ-8,0 (8 м3) с работой от внутреннего запаса воды и от внешнего пожарного водоема 10 м3, если к АЦ подключены 2 ствола (в простонародье — брандсбойта) с диаметром замка 77 мм (РС-70) и один ствол с замком 50 мм (РСК-50).
Если не учитывать потери воды в рукавах то: суммарный объем доступной воды — 18 м3 или 18000 литров суммарный расход на три ствола — 2*7+3,5=17,5 л/с максимальное время работы стволов — 18000/17,5=2400 секунд или 40 минут.
С учетом потерь на рукава и недоиспользования источников воды стволы проработают минут 30.
Видео-ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
Рукавное оборудование относится к коммуникациям пожаротушения и предназначено для формирования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ к месту тушения пожара. Классификация Пожарные рукава подразделяются на всасывающие (напорно-всасывающие) и напорные. Всасывающие (напорно-всасывающие) рукава предназначены для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса или мотопомпы. Для комплектации пожарной техники используются рукава резиновые напорно- всасывающие ГОСТ 5398, каждый, в зависимости от условий работы, подразделяется на две группы: 1 — всасывающие; 2 — напорно-всасывающие. Рукава первой группы предназначены для работы при разряжении и забора воды из открытых водоисточников. Рукава второй группы предназначены для работы как от открытого водоисточника, так и под давлением от водоисточника (гидранта) . Напорные рукава служат для подачи воды под давлением к месту пожара и по назначению подразделяются: — для пожарных кранов и переносных мотопомп (ПК) ; — для комплектации передвижной пожарной техники (ПТ) на рабочее давление 1,6 МПа и 3,0 МПа. По конструктивному исполнению подразделяются на: — напорные пожарные рукава из натуральных волокон без покрытий (льняные, пеньковые, льноджутовые и другие) ; — напорные пожарные рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия (например прорезиненные) ; — напорные пожарные рукава с двухсторонним полимерным покрытием; — напорные пожарные рукава латексированные. Организация эксплуатации пожарных рукавов В гарнизонах противопожарной службы существуют две системы организации эксплуатации рукавов: децентрализованная и централизованная. Децентрализованная система эксплуатации рукавов (ДСЭР) предусматривает проведение в каждой пожарной части технического обслуживания, ремонта, хранения запаса (два комплекта на каждый пожарный автомобиль, укомплектованный рукавами) и учёта рукавов. Ответственность за организацию эксплуатации рукавов возлагается на начальника части. Централизованная система эксплуатации пожарных рукавов (ЦСЭР) организуется, как правило, в гарнизонах противопожарной службы городов или крупных объектов при наличии нескольких пожарных частей (независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности) . В гарнизонах противопожарной службы при количестве пожарных частей четыре и более создаются центральные рукавные базы (ЦРБ) , а в гарнизонах с меньшим числом пожарных частей — рукавные посты (РП) . ЦСЭР предусматривает работы по обслуживанию, ремонту и хранению рукавов. Для доставки чистых рукавов пожарным подразделениям и возвращение использованных рукавов применяется специальный рукавный автомобиль. Доставленные на рукавную базу или пост использованные рукава для восстановления их боевой готовности подвергаются техническому обслуживанию. Готовые к применению рукава поступают в резервный запас или на комплектацию пожарных автомобилей. Хранение рукавов Хранению подлежат только чистые высушенные рукава. Не допускается хранение рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину. Всасывающие рукава должны храниться в помещении параллельными рядами высотой не более 1 м при температуре от минус 25 ºС до плюс 30 ºС и размещаться на расстоянии не менее 1м от теплоизлучающих приборов. Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положении. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укладываются скатки рукавов. Поддоны должны исключать контакт скатки с острыми кромками каркасов стеллажей.
Хранение других веществ и материалов совместно с рукавами не допускается.
ПСЧ-43 г. Красноармейска:
Как рассчитать экономическую эффективность при уменьшении времени сматывания пожарного рукава после пожара, проведения занятий
напорно-всасывающие рукава, описание и назначение [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Если нужно больше узнать про напорно-всасывающие рукава то вот ссылка s rtispb m/rukava/rukava-naporno-vsasyvayushchiye/
Вот ссылка на сайт где про напорно-всасывающие рукава всё подробно расписано s rtispb m/rukava/rukava-naporno-vsasyvayushchiye/
ПОЖАРНАЯ МАШИНА – специальное транспортное средство для тушения пожаров. Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки.
Первый пожарный автомобиль «Паровой слон» был изготовлен в 1859 г. и он был на паровом ходу.
В 1901 г. журнал “Пожарное дело” сообщил своим читателям о создании во Франции двух типов пожарных электромобилей. Один из них предназначался для перевозки насоса, 400 литров воды и катушки, рассчитанной на 40 м рукавов.
Скорость передвижения автомобиля составляла 19 км/час, а радиус действия 60 км. Производительность насоса достигала 80 л/мин. Батарея аккумуляторов весила 580 кг. Запаса воды хватало на 5 — 6 мин. работы. При установке на водоем энергии аккумуляторов могло хватить на 6 часов непрерывной работы.
Второй электромобиль служил для перевозки 6 пожарных, трех стволов, рукавной катушки и прочего имущества. Интересно, что во всех первых пожарных автомобилях шофер располагался на высоких козлах, а диаметры передних и задних колес различались между собой. Внешний облик конных экипажей в начале XX в. пока еще сохранялся и в автомобилях.
Примерно в этот же период подобную пожарную линейку выпускает немецкая фирма “Юстус Кристиан Браун”. На нее ставили съемный насос подачей 430 л/мин. Боевой расчет составлял 11 человек.
Этой же фирмой был налажен серийный выпуск электромобиля с паровым насосом, подающим до 2500 л/мин. Колеса приводились в движение двумя осевыми электромоторами общей мощностью 9,6 кВт.Преимущества пожарных автомобилей над паровыми были очевидны. Как показали испытания электромобилей, проведенные в г. Руане (Франция) в 1902 г. , время готовности к работе по прибытию на пожар составило 3 — 4 мин.
Для паровых насосов это время составляло 13-14 мин. Вес машины с экипажем из двух человек не превышал 1 тонны, тогда как паровой насос, как уже отмечалось выше, весил от 2 до 4,5 тонны. Большим преимуществом явилась и простота конструкции электромобиля, и меньшая стоимость. К числу их недостатков специалисты относили необходимость частой перезарядки аккумуляторов, которая могла быть произведена только в пожарных частях, где имелось соответствующее оборудование.В России первый пожарный автомобиль был построен в 1904 г. на петербургской фирме «Фрезе и К». Он был рассчитан на перевозку 12 пожарных, имел мощность двигателя 8 л. с. и развивал скорость 15 км/ч.
Был передан в Александро-Невскую часть С. -Петербурга, где эксплуатировался до 1910 г.
В Москве первый пожарный автомобиль появился в 1907 г. и был построен на заводе Густава Листа. Один из первых пожарный автомобиль в советское время под названием «Подстволовый» был создан в июле 1926 г. в С. -Петербурге (Ленинграде) на 1,5-тонном шасси АМО-Ф-15.
Автомобиль мог перевозить 8 пожарников и на нем располагался насос производительностью 1200 л/мин.
Установка автоцистерны на водоем
Главная / Статьи / Пожарная тактика / Пожаротушение
Сегодня в нашей статье мы расскажем Вам о том, как правильно устанавливается пожарный автомобиль на водоем. Как известно установить АЦ на водоем задача не из легких и требует особой подготовки и навыков. Практически ежедневно пожарные дополнительно отрабатывают нормативы чтобы совершенствовать свои профессиональные навыки одним из выполняемых нормативов является норматив по установке пожарной автоцистерны на водоем. Данный норматив и правильность его выполнения описаны в нормативах по пожарно-строевой и тактической подготовке для личного состава ФПС от 10.09.2011 документ утверждает Плат П.В.
КОНСПЕКТ по данной теме МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ по ССЫЛКЕ
Для большей доступности мы расскажем Вам об отработке вышеназванного норматива своими словами. Итак, начало норматива пожарный и водитель стоят у задней оси автомобиля, начало упражнения поданная команда, после чего пожарный из отсека берет всасывающую сетку, водитель резким рывком достает всасывающий рукав, пожарный ловит его на выходе и устанавливает на него сетку, так как упражнение выполняется в паре действия должны быть четкие и слаженные.
Водитель совместно с пожарным относят рукав к водоему и готовятся доставать следующий всасывающий рукав, при этом необходимо учитывать, что длинна каждого рукава равна 4 метра. Достав необходимое оборудование наша команда из водителя и пожарного соединяют всасывающие рукава вручную между собой и подсоединяют линию к насосному патрубку и после дотягивают специальным ключом для фиксации полугаек.
Инвентарь готов к работе – пожарный опускает рукав в водоем и открывает сетку потянув за веревку, установленную на сетке и крепит ее за конструкцию (стоит помнить, что глубина погружения всасывающей сетки должна быть не менее 30 сантиметров), водитель запускает насос заполняет его водой.
Норматив считается выполненным, как только насос заполнен водой, нормативное время устанавливается для двух случаев:
- насос заполнен водой;
- насос заполнен водой, осуществлена подача воды.
Нормативное время для выполнения упражнения:
- 47 секунд (83) – отлично;
- 53 секунды (90) – хорошо;
- 60 секунд (96) – удовлетворительно.
В скобках указано время отработки норматива с подачей воды.
Не стоит забывать о безопасности, при проведении развертывания сил и средств обязательно работайте в защитном обмундировании, соблюдайте требования охраны труда согласно:
Приказа №1100 н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
Для более наглядного примера по отработке данного норматива Вашему вниманию представлено 2 видео.
Отрабатывайте свои навыки и будьте настоящим профессионалом своего дела!
Правила установки АЦ (автоцистерны) на гидрант, открытый водоем, артезианскую скважину
Установка пожарного автомобиля на водоисточник (гидрант или водоем) производится для подачи огнетушащих веществ пожарным насосом (ПН) машины.
Подавать тушащее вещество (воду) из источников на рукавные линии, доставляющие ее к месту возгорания, – основная задача пожарной техники. Правильное закрепление на точке забора является первым по важности действием.