Ayaklimat.ru

Климатическая техника
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации, протвоэпидемического режима амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля и охрана труда персонала

Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации, протвоэпидемического режима амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля и охрана труда персонала

Проводить уборку и ремонтные работы следует только при отключенной электросети.

В случае замыкания электросети необходимо выключить рубильник на общем щите.

Запрещается устанавливать аппараты на металлической подставке. Электроприборы, с помощью которых достигаются высокие температуры, должны устанавливаться на слой асбеста, во избежание горения столов.

Следует помнить о пожарной опасности неисправного электрооборудования.

Следует ознакомиться со средствами пожаротушения, местами их размещения и правилами применения в случае пожара.

Пациента необходимо поместить так, чтобы он не прикасался к трубопроводной и отопительной системам.

Необходимо следить за хорошей изоляцией проводов, не допускать их скручивания, разрывов и оголения.

Входы и выходы в помещения должны содержаться и исправности и свободно открываться.

Запрещается оставлять включенные приборы без присмотра. Запрещается принимать пищу на рабочем месте.

После окончания работы необходимо обесточить электрооборудование и электроприборы.

7.7. Примерная инструкция по охране труда при работе на

стоматологической установке и стоматологическом кресле

К работе на стоматологической установке и стоматологическом кресле допускаются лица, достигшие 18-ти летнего возраста и прошедшие вводный и первичный инструктаж на рабочем месте.

Ежедневно перед началом работы необходимо проверять надежность заземления, работы без заземления запрещены.

Стоматологическую установку и кресло следует отключить при проведении любых ремонтных работ и профилактических мероприятий.

Необходимо строго соблюдать принадлежность гнезд для высокоскоростного наконечника и микромотора.

Работу на установке с использованием высокоскоростных наконечников следует производить с применением защитных очков и маски.

Немедленно следует прекратить работу, если бор входит в головку наконечника с натягом или выскакивает при работе.

Недопустимо использование установки для производства зуботехнических работ.

Установку и кресло необходимо отключать при проведении текущей и генеральной уборки.

По окончании работ стоматологическая установка и кресло должны быть отключены от сети отсоединением вилки от розетки.

7.8. Примерная инструкция по охране труда при работе

с лампой для фотополимеризации

К работе с лампой допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие вводный и первичный инструктаж на рабочем месте.

Перед включением лампы в электрическую сеть следует убедиться в целости шнура и вилки.

Не рекомендуется смотреть на конец световода, излучающего световой пучок, а также на свет, отраженный от поверхности зуба.

Не рекомендуется применение лампы у пациентов с повышенной восприимчивостью к свету, возникшей после операции удаления катаракт, после приема фотосенсибилизирующих препаратов и т.д.

Не следует долго и с близкого расстояния смотреть на процесс фотополимеризации.

При работе с лампой рекомендуется использование светозащитного экрана или очков, эффективно задерживающих свет.

Следует аккуратно обращаться со световодом во избежание повреждения полированного края.

Не допускается контакт световода с пломбировочными материалами, не прошедшими стадию полимеризации, так как его загрязнение снизит интенсивность светового излучения.

Световод и светозащитный экран необходимо дезинфицировать после каждого использования во избежание передачи инфекции от одного пациента другому.

Установка не безопасна при ее использовании во время работы с легковоспламеняющимися веществами.

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике стоматологических заболеваний Волгоград 2009

Инструкция по технике безопасности при работе на портативной бормашине.

1. Перед началом работы наденьте халат, шапочку, очки, маску.

2. Работу производите на исправном оборудовании, пользуйтесь исправными инструментами и приспособлениями и только по их прямому назначению.

3. При неисправности оборудования прекратить работу и поставить в известность преподавателя.

4. Не прикасайтесь к открытым частям электрооборудования, не снимайте кожухи пусковых устройств, крышек, штепсельных розеток и т.д.

5. В случае заболевания или получения даже незначительной травмы прекратите работу и сообщите преподавателю.

6. Поддерживайте на рабочем месте чистоту и порядок.

1.5. План ведения практического занятия по пропедевтике стоматологических заболеваний

пособия, средства контроля

Проверка посещаемости студентов

Проверка исходного уровня знаний

Контрольные вопросы, тесты, ситуационные задачи

Разбор темы занятия. Инструктаж преподавателя

Бормашины, фантомы, инструментарий, медикаменты и пр.

Учебные таблицы, стенды, муляжи и распилы зубов

Бормашины, фантомы, инструментарий, медикаменты, пломбировочные материалы

Контроль результатов усвоения, проверка качества работы на фантомах

Стоматологический инструментарий, фантомы

Задание на следующее занятие

2. Пропедевтика терапевтической стоматологии

Тема № 1. Введение в специальность. Общие требования к студентам на кафедре. Эргономические основы, организации рабочего места врача-стоматолога.

Цели, задачи пропедевтического курса. Знакомство со структурой

кафедры, базами. Организация и структура стоматологической поликлиники, терапевтического кабинета, отделения. Оснащение стоматологического кабинета. Гигиенические нормы. Адаптация к рабочему месту. Виды и принципы работы стоматологических установок: турбин, микромоторов, бормашин. Стоматологическое кресло. Рабочие позиции врача-стоматолога при работе на верхней и нижней челюстях. Работа в четыре руки. Техника безопасности в клинике.

Читайте так же:
Сантехнические работы по установке системы отопления

Разделы, раскрывающие тему

1. Техника безопасности при работе с электроприборами.

Общая цель занятия

1. Изучить организацию и структуру стоматологической клиники, отделения, кабинета; стоматологическое оборудование.

Конкретные цели занятия

1. Изучить оснащение стоматологического кабинета, санитарно-гигиенические нормы.

2. Изучить виды и принципы работы стоматологических установок: турбин, микромоторов, бормашин.

3. Ознакомиться с рабочими позициями врача-стоматолога при работе на верхней и нижней челюсти.

Схема ориентировочной основы действия

при оборудовании стоматологического терапевтического кабинета

I. Рабочее место стоматолога

1. Стоматологическая установка:

1.1. Комплексный модуль врача

1.3. Оперативный светильник

1.4. Педаль (пусковое устройство

2. пневматические наконечник 3. пульверизатор для подачи воды и воздуха

5. панель управления установкой и кресло

1. плевательница со смывом воды

2. кран для набора воды в стакан

2. Кресло стоматологическое

2. Спинка (панель управления на оборотной стороне)

3. Прикресельный столик

1. Две стеклянные полки

2. Функциональные ящики

3. Подвижный (на колесиках)

4. Стул для врача стоматологический

1. Подвижный и устойчивый (на 5 колесиках)

2. Подвижная мягкая спинка

3. Регулируемая высота

2. место для ведения документации

1. Канцелярский стол и стул

Недалеко от установки и окна

1. Место для обработки рук

II. Зона медсестры

1. Суховоздушный шкаф

2. Стерильный стол 3. Стеклянный шкаф для медикаментов неотложной помощи

4. Канцелярский стол и стул

Вдалеке от прохода пациентов и плевательницы.

III. Зона санитарки

1. Стол для грязных инструментов (с дезинфицирующими растворами)

2. Раковина для мытья инструментов

3. Стол для чистого инструментария

Отдельное помещение (ЦСО) или зона, отгороженная от кабинета ширмой.

Схема ориентировочной основы действия

при оснащении стоматологического кабинета

Освещение:

1.1. естественное (окно)

Площадь окна не менее 25% от площади пола, верхний край окна на 30 см ниже потолка

а) люминесцентные лампы

б) светильник на установке

1. Вентиляция:

2.2 Приточно-вытяжная вентиляция.

Форточки или фрамуги.

Вентиляционные шахты в здании

3. Водоснабжение. Канализация.

Централизованное горячее и холодное водоснабжение.

2-е раковины (для мытья рук и инструментария)

4. Площадь кабинета

Не менее 14 м 2 на одно рабочее место стоматолога

на каждое дополнительное место — 7 м 2 , если установка пневматическая — 10 м 2

Облицовочные материалы подвергаются влажной уборке с дезрастворами

Покрашены масляной краской или облицованы кафелем

Покраска водоэмульсионной краской

Линолеум без швов или кафельная плитка

При работе с амальгамой линолеум заходит на стены на 8-10 см

8. Температура воздуха

20-24 С

Схема ориентировочной основы действия

работы на стоматологическом фантоме

1. Подготовка бормашины к работе. Укрепление наконечника с бором

4.Стол для инструментов, материалов

Закрепить наконечник на микромоторе, зафиксировать в нем соответствующий инструмент

2. Включение бормашины и препарирование зуба

1. Стоматологический фантом

Взять наконечник в правую руку (как писчее перо), зеркало в левую руку. В области препарируемого зуба отвести зеркалом “щеку” фантома слегка в сторону, носком левой ноги включить мотор бормашины и начать препарирование заранее намеченного зуба.

5. Выключение бормашины и уборка рабочего места.

Вывести наконечник и зеркало из “ полости рта” вернуть педаль в исходное положение. Снять наконечник и извлечь бор из наконечника. Все инструменты сложить в лоток и сдать рабочее место дежурному студенту

1. Требования, предъявляемые к студентам на курсе пропедевтики стоматологических заболеваний.

2. Организация стоматологической поликлиники, терапевтического отделения, кабинета.

3. Требования, предъявляемые к оснащению стоматологического кабинета.

4. Перечислите оборудование терапевтического кабинета.

5. Гигиенические нормы в стоматологическом кабинете.

6. Эргономика в работе врача-стоматолога.

7. Сравнительная характеристика бормашин.

8. Рабочие позиции врача-стоматолога при работе на верхней и нижней челюсти.

1. При создании стоматологического кабинета для ведения терапевтического приема было решено разместить его в цокольном этаже 5 — этажного жилого дома. Соответствует ли это решение нормам СЭС?

2. В стоматологическом кабинете располагается: стоматологическая установка, прикресельный столик врача, прикресельный стул для врача, стол для стерильных инструментов, сухожаровой шкаф, шкаф стерильный для медикаментов и перевязочного материала, шкаф для хранения медикаментов группы А и В, столик для приготовления пломбировочных материалов, стол для медсестры, зуботехнический стол, стол для грязных инструментов, две раковины, рентгеновская установка. Исключите лишнее.

3. Во вновь созданном стоматологическом кабинете площадь помещения составляла 14 м 2 , высота 3,3 м 2 , S — окна к S пола — 25 %. Стены покрыты стеновыми панелями, пол — ковровым покрытием, потолок побелили. СЭС положила запрет на открытие кабинета. Почему?

Читайте так же:
Правильная установка системы отопления в квартире

4. При монтаже новой стоматологической установки в терапевтическом кабинете она не была заменена. Является ли это нарушением правил техники безопасности и почему?

1. На каждое дополнительное кресло в стоматологическом кабинете выделяется площадь:

2. Высота помещения, использованного для стоматологического кабинета должна быть не менее:

3. Максимальная скорость вращения бора в скоростной электрической бормашине:

4. Какое количество раковин должно находится в стоматологическом кабинете:

5. Площадь окна в стоматологическом кабинете должна быть:

1. не менее 30% от площади пола,

2. не менее 25% от площади пола,

3. 50% от площади пола,

4. не имеет значения.

6. Стены в стоматологическом кабинете должны быть:

1. оклеены обоями светлых тонов,

2. покрашены масляной краской светлых тонов,

3. побелены в светлых тонах,

4. не важно какие.

1 . Нарисовать план терапевтического стоматологического кабинета.

1. Терапевтическая стоматология / Под. ред. проф. Е.В. Боровского, проф. Ю.М. Максимовского. – М.: Медицина, 2001.

2. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2007.

2. Николаев А.И., Цепов Л.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии. МЕДпресс-информ. 2009.

3. Пожарицкая М.М, Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2004.

4. Шмигирилов В.М. Стоматологические установки. М. Человек, 2002.

Тема № 2. Наконечники. Режущие и абразивные инструменты.

Виды и принципы работы. Основные неисправности наконечника. С томатологические боры, алмазные головки. Международная систематизация ISO .Назначение. Выбор при работе.

Разделы, раскрывающие тему

1. Правила работы с электроаппаратурой.

Общая цель занятия

1. Изучить основные виды и принципы работы стоматологических наконечников, боров, их назначение.

Инструкция по охране труда для персонала стоматологических кабинетов

С целью своевременного выявления и лечения хронических воспалительных процессов в верхних дыхательных путях и носовой полости, субтрофических состояний слизистых оболочек носа и зева, стоматологических заболеваний, а также носительства стафилококка у персонала стоматологических кабинетов не реже 1 раза в 6 месяцев проводится плановое обследование.

  • Все вновь поступающие на работу, независимо от занимаемой должности должны пройти вводный инструктаж у инженера по ОТ.
  • Каждый вновь принятый на работу в кабинет должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте. Повторный инструктаж не реже 1 раза в 6 месяцев.
  • При поступлении на работу и не реже 1 раза в 12 месяцев должна проводиться проверка знаний персонала по вопросам безопасности труда по программе, утвержденной главным врачом.
  • Персонал кабинета обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим труда и отдыха.
  • При работе в стоматологическом кабинете возможно воздействие след. опасных и вредных факторов.

-опасность заражения при контакте с пациентами (вирусные заболевания).

-повышенная нервно-физическая нагрузка.

-повышенное напряжение в электрической сети, замыкание которой может пройти через тело человека.

  • Персонал кабинета обязан.

-руководствоваться в работе своей должностной инструкцией.

-владеть приемами оказания 1-й мед. помощи.

-знать правила пожарной безопасности

  • Администрация учреждения обязана бесперебойно обеспечивать работников отделения санитарной одеждой, спецодеждой, спец. обувью и др. СИЗ.

Персонал кабинета обязан выполнять правила личной гигиены, правила ношения санитарной одежды и обуви,СИЗ.

  • О каждом Н.С, связанным с производством, очевидец или пострадавший обязан немедленно известить руководителя кабинета. Руководитель кабинета должен оказать 1-.ю мед. помощь, поставить в известность глав врача и инженера по ОТ.
  • Лица, допустившие нарушение инструкции по ОТ, подвергается дисциплинарному взысканию, а при необходимости внеочередной проверке знаний.
  1. Требования безопасности перед началом работ.
  • Перед началом работы необходимо.

-включить вентиляционную систему

-надеть санитарную одежду и обувь, приготовить СИЗ.

  • Персонал кабинета должен проверить готовность к работе оборудования, его заземление, сделать соответствующие отметки в журнале технического обслуживания медоборудования.
  • Приступать к работе на стоматологических установках следует, проверив по журналу устранение ранее записанных дефектов.
  1. Требования безопасности во время работы.
  • Врачи- стоматологи в зависимости от характера лечебного вмешательства могут работать в положении сидя или стоя.
  • Работать сидя рекомендуется не более 60% рабочего времени, а остальное стоя и перемещаясь по кабинету.
  • Во время препаровки кариозных полостей и при обтачивании зубов высокооборотными бормашинами рекомендуется защищать от образующихся ранообразных аэрозолей органы дыхания врача и помощника четырехслойными масками из стерильной марли, которые должны меняться через 4 часа и обеззараживать кипячением в течении 15 мин.с момента закипания, или респиратором типа «Лепесток».
  • Подбор инструментов с мелкими рабочими частями необходимо проводить в условиях хорошего освещения для снижения зрительного напряжения врача.
  • Подбор инструментов с мелкими рабочими частями (боров, пульпоэкстракторов) необходимо проводить в условиях хорошего освещения ( у окна или у светильникаместного освещения ) для снижения зрительного напряженияврача.
  • Для предупреждения возможности возникновения у лечащего врача нервно-эмоционального напряжения вследствие взаимоотношений с пациэнтом, отличающимся легко возбудимой нервной системой, рекомендуется до лечения успокоить больного, по показаниям назначить ему малые транквилизаторы, и последующее лечебное вмешательство проводить с применением современных средств обезболивания.
  • Для недопущения возможности передачи инфекции необходимого лечения больного, в анамнезе которого перенесенный гепатит В либо носительство НВ-антигена, обработать руки бактерицидным препаратом.
Читайте так же:
Способ установки циркуляционного насоса в систему отопления

3.8. Уровень освещенности, создаваемый местным источником, не должен превышать уровень общего освещения более, чем в 10 раз, чтобы не вызывать утомительный для зрения врача световой переадаптации при переводе взгляда с различно освещенных поверхностей.

Светильники местного и общего освещения должны иметь защитную арматуру, предохраняющие органы зрения персонала от слепящего действия ламп.

3.8. При работе с 30-33 %перекисью водорода, входящей в состав моющих растворов, при проведении предстерилизационной очистки стоматологического инструмента, препарат хранят в местах недоступных для общего пользования в темной посуде при температуре 4 град Цельсия При попадании перигидроля на слизистые оболочки их необходимо промыть большим количеством воды.

3.9. Приготовление моющих растворов и ручная предстерилизационная очистка стоматологического инструмента осуществляется в резиновых перчатках.

3.10. Во избежание ожогов при стерилизации стоматологического инструмента в сушильно-стерилизационных шкафах извлекать инструменты следует после их полного остывания.

3.11. Для сохранения нормального состояния кожи рук в процессе работы следует.

-мыть руки водой комнатной температуры (20гр)до и после приема каждого пациента.

-тщательно просушивать кожу рук после мытья сухим индивидуальным полотенцем.

-не допускать попадания на открытые поверхности кожи лекарственных препаратов (антибиотиков, новакаина, полимеров, гипса).

При мытье рук желательно применять нейтральные пережиренные сорта мыла. Обрабатывать кожу рук перед началом работы следует кремами защитного типа «Идеал», «Янтарь»или смесью глицерина, воды, спирта в равных частях после работы на ночь. .

3.12. После рабочего дня, в течение которого имел место контакт рук с хлорными препаратами, кожу рук обрабатывают ватным тампоном, смоченным 1%раствором гипосульфита натрия для нейтрализации остаточных количеств хлора.

3.13. При работе в стоматологических кабинетах запрещается .

-работать на неисправных аппаратах, приборах, устройствах с неисправными приспособлениями, сигнализацией.

-оставлять без присмотра аппараты, приборы, устройства, включенные в сеть, электронагревательные приборы, держать вблизи них вату, спирт и другие ЛВЖ.

-хранить и применять препараты без этикеток, а также в поврежденной упаковке.

-пробовать на вкус и запах используемые аппараты.

-работать при отключенных системах водоснабжения , канализации и вентиляции, работать без установленной спецодежды и предохранительных приспособлений, хранить пищевые продукты, домашнюю одежду и другие предметы, не имеющие отношения к работе на рабочих местах.

Техника безопасности при работе в зуботехнической лаборатории

1. Все применяемые для внутренней отделки помещений материалы должны быть только из числа разрешенных МЗ для применения в строительстве.

2. Стены зуботехнических лабораторий должны быть гладкими, без щелей. Все углы и места, соединения стен, потолка и пола должны быть закругленными без карнизов и украшений.

3. Стены основных помещений зуботехнической лаборатории облицовываются кафельной плиткой или окрашиваются акриловыми или латексными красками.

Потолки помещений зуботехнических лабораторий окрашиваются водоэмульсионными акриловыми, латексными или силикатными клеевыми красками в белый цвет.

4. В специальных производственных помещениях зуботехнической лаборатории стены на высоту двери облицовываются глазурованной плиткой. Выше панели производится окраска силикатными или клеевыми красками.

5. Пол в помещениях зуботехнической лаборатории должен быть:

а) в основных — из рулонных поливинилхлоридных материалов(линолеума);

б) в специальных — из керамической плитки.

6. Цвет поверхностей стен и пола в зуботехнических лабораториях должен быть светлых тонов с коэффициентом отражения не ниже 40% (салатный, охры). Желательно использовать нейтральный светло-серый цвет, не мешающий правильному цветоразличению оттенков окраски искусственных зубов и зубопротезных материалов.

7. Деревянные двери и окна во всех помещениях окрашиваются эмалями или масляной краской в белый цвет. Дверная и оконная фурнитура должна быть гладкой, легко поддающейся чистке.

2. Требования к оборудованию зуботехнических лабораторий.

1. Оснащение зуботехнических лабораторий медицинским оборудованием осуществляется в соответствии с действующим табелем оснащения стоматологических учреждений.

2. Рабочее место зубного техника в основном помещении должно иметь:

  • специальный зуботехнический стол размером 1,0X0,7м;
  • электрошлифмашину с местным отсосом пыли;
  • подводку газа (допустимы безопасные спиртовые горелки или электронагревательные приборы).
Читайте так же:
Установка системы mac с внешнего диска

3. Основные помещения зуботехнических лабораторий должны быть оборудованы встроенными в стены несгораемыми шкафами (сейфами) для хранения находящихся в работе изделий из драгметаллов.

4. Зуботехнические лаборатории должны быть оснащены централизованной системой подачи сжатого воздуха, вакуума, кислорода.

5. Сточные воды от раковин из гипсовочных перед спуском в канализацию должны освобождаться от гипса.

6. В помещениях зуботехнической лаборатории должны быть отдельные раковины для мытья рук персонала, оборудованные кранами с локтевым или ножным управлением и специальные ванны для других производственных целей (мытья инструментов, посуды, инвентаря, оборудования и пр.).

7. В помещениях с плиточными полами на рабочих местах должны быть оборудованы деревянные настилы для предохранения ног от охлаждения.

8. Зуботехнические лаборатории должны быть обеспечены аптечками с набором необходимых медикаментов для оказания экстренной и первой помощи, а также дезинфицирующих средств.

3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ЗУБОТЕХНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

В процессе профессиональной деятельности зубной техник сталкивается с множеством разнообразных материалов, которые могут оказывать вредное воздействие на организм. К ним относятся кислоты, щёлочи, бензин, пластмассы, различные металлы, их сплавы и т.д. Работа в зуботехнической лаборатории должна быть организована таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму влияние профессиональных вредностей на зубного техника.

Неблагоприятные производственные факторы для зубного техника:

•неудовлетворительное санитарное состояние рабочих помещений (недостаточная площадь, объём помещений);

•запылённость и загазованность воздушной среды из-за неэффективной вентиляции;

•специфика труда в отделениях и кабинетах ортопедической стоматологии (напряжение зрения, необходимость правильного цветоразличения, возможность контакта с инфекцией, наличие статических усилий и однообразие движений, вынужденная рабочая поза и т.д.).

Стоматологи-ортопеды имеют в процессе работы самый большой набор медикаментов и материалов:

•пластмассы базисные и самотвердеющие (акриловые, полиуретановые, силиконовые, полихлорвиниловые, хлорвиниловые);

•вспомогательные вещества (гипс, воск, пасты, цементы, металлы, щёлочи, кислоты и т.д.).

В каждом производственном помещении зуботехнической лаборатории имеются определённые вредности. Они связаны с загрязнением воздуха разнообразными химическими веществами в виде пыли, паров и газов, среди которых имеются токсические (ртуть, кадмий, свинец, окись углерода, кислоты и щёлочи, двуокись кремния, акрилаты и т.д.) и другие вещества, влияние которых на организм работающих до сих пор остаётся невыясненным.

В процессе изучения бактериальной загрязнённости внешней среды ортопедических кабинетов и зуботехнических лабораторий установлен высокий уровень общей микробной обсеменённости воздуха, предметов обстановки, зубных протезов на различных стадиях их изготовления, высокий процент выделения патогенных стафилококков и кишечной палочки.

Зубные техники должны строго соблюдать санитарно-противоэпидемический режим, заключающийся в выполнении элементарных правил личной гигиены, регулярной влажной уборке помещений, санации воздуха, использовании индивидуальных полотенец или салфеток однократного применения, дезинфекции всех зуботехнических изделий непосредственно после извлечения из полости рта пациента (Миродез-базик и Трилокс 1%).

В процессе изготовления металлических зубных протезов используют около 20 металлов, в том числе золото, серебро, платину, хром, никель, молибден, титан, кобальт и другие, пары и пыль которых во время плавления и обработки протезов могут попадать в воздух. Запылённость на рабочем месте зубного техника резко возрастает во время шлифовки и полировки протезов.

Работа с вредными химическими веществами зуботехнических лабораториях предусматривается при условии использования местных вытяжных устройств.

Кроме металлов в качестве материала для зубных протезов или в процессе их изготовления применяют пластмассы (акрилаты, полиамиды, поликарбонаты). Это многокомпонентные системы, состоящие из основного связующего вещества, наполнителя, пластификатора, красителя, катализатора, ингибитора и других добавок. Частым аллергеном для ортопедов и зубных техников служат акрилаты и гипс (плохо твердеющие марки).

Более 500 химических веществ, применяемых в стоматологии, способны вызывать аллергические реакции. Многие стоматологические материалы могут быть антигенами при профессиональных аллергических дерматитах. По статистическим данным, около 15% стоматологов страдают от вредного воздействия медикаментов и материалов.

В связи с многообразием применяемых в ортопедической стоматологии химических веществ вопрос о гигиенических условиях труда стоматологов-ортопедов и зубных техников приобретает особую актуальность. Повышенная концентрация токсического вещества в воздухе или сочетание с другими веществами, оказывающими синергическое действие на организм, — это вредные аспекты профессиональной деятельности стоматологических специалистов.

Для защиты работающих в зуботехнической лаборатории от вредного влияния акриловых пластмасс рекомендуется замешивать массу через двойную увлажненную целлофановую плёнку, на лицо надевать маску, а на глаза — очки.

Необходимо обратить внимание на:

• вопросы нормирования размеров производственных площадей;

• уровни естественного и искусственного освещения зуботехнических лабораторий.

В ортопедических отделениях, в том числе и зуботехнических лабораториях, рекомендуется использовать светодиодные или флуоресцентные лампы, благоприятные для выполнения работы. Люминесцентные лампы с улучшенной цветопередачей типа ЛДЦ-4 (лампы дневного света) и ЛХБЦ-Д (холодного белого света, дневные), ксеноновые лампы часто используют и рекомендуют в нашей стране.

Читайте так же:
Установка квартир на сигнализацию в могилеве

Уровни звукового давления, в дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Техника безопасности в зуботехнической лаборатории

В зуботехнической лаборатории огромное количество потенциальных источников опасности. Это инструмент, различные вещества, в том числе реактивы, оборудование, работающее от электричества, печи и прочее. Для безопасной эксплуатации всего этого необходимо придерживаться ряда правил, с которыми познакомимся ниже.

Неблагоприятные производственные факторы

Деятельность техников сопряжена с использованием медикаментов и материалов, которые так же нередко являются источником вредных химических соединений. Например, при шлифовании в воздух может подниматься мелкодисперсная пыль или при нагревании начинается выделение опасных веществ.

Основной вредностью производственных помещений являются химические соединения, которые выделяют некоторые материалы. Например, воздух загрязнить может ртуть, кадмий, свинец, акрилаты, двуокись кремния.

Самой большой проблемой является то, что влияние далеко не всех этих материалов на организм хорошо изучено.

При изучении среды, в которой работает техник, было выявлено повышенное загрязнение микробами. Опасные организмы находятся в воздухе, на рабочих поверхностях, предметах и инструменте. На различных стадиях изготовления протезов техник сталкивается с риском из-за высокого процента стафилококков и кишечной палочки.

Чтобы избежать проблем, необходимо строжайшим образом соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы и требования. Для этого нужно с определенной периодичностью очищать помещения, воздух (влажные уборки, санация воздуха, личная гигиена), использовать средства гигиены, как одноразовые салфетки или индивидуальные полотенца.

Важно проводить дезинфекцию всех изготовленных протезных конструкций сразу после примерки в ротовой полости пациента. Для этого используется 1-процентный Трилокс или Миродез-бейсик, а так же аналогичные по свойствам средства.

Металлы и химия

Серьезную опасность могут представлять металлы, тем более что в практике техника их используется более 20-ти.

Обычно основными вредными факторами становятся пары, выделяемые в воздух при плавлении и температурной обработке. В процессе шлифования так же образуется пыль, которая при низком уровне дезинфекции воздуха попадает в дыхательные пути, оседает на слизистых и может вызывать тяжелые заболевания. Поэтому современное оборудование имеет встроенные защитные системы, например, фрезеруются аналоги имплантатов на станке, за пределы которого стружка не вылетает при работе.

Вредные химические вещества допускается использовать только если оборудована качественная вентиляция. Обустраивают ее за счет установки вытяжных устройств, которые должны соответствовать нормам, то есть за час воздух в помещении должен полностью обновляться не менее 6 раз.

Аллергены

Помимо металлов значительную долю используемых средств в зуботехнической практике составляют пластики. Эти соединения и такие материалы, как гипс, часто становятся аллергенами.

В практике техника используется более 500 веществ, которые могут стать причиной аллергии. Антигенами становится множество соединений, которые в первую очередь вызывают дерматиты. Статистика говорит о том, что до 15% техников подвержены воздействию описываемых компонентов.

Технические аспекты

Для освещения применяют флуоресцентные, светодиодные лампы, люминесцентные класса ЛДЦ-4, ЛХБЦ-Д, ксеноновые источники.

Не менее важной является шумовая нагрузка, оценить ее позволяет уровень звукового давления. В случае техника необходимо добиться уровня до 75 дБ для диапазона частот 1,4-22 Гц.

Помимо общей вентиляции, должны оборудоваться зонты и дополнительные магистрали для отвода загрязненного воздуха над каждым аппаратом, который при работе создает мелкодисперсные частицы. Обычно это относится к шлифовальному оснащению, триммерам.

Освещение обустраивается в соответствии с нормами, например, получить оптимальный уровень естественного света позволяет остекление. Его площадь должна составлять не меньше 1/5 площади пола рабочих помещений.

На каждого сотрудника в зуботехнической лаборатории должно приходиться не менее 4 м2 площади. Минимальная площадь кабинета – 7 м2, оптимальная высота потолков находится в пределах 3-3,5 м.

Эргономика

Отдельного внимания заслуживает организация рабочего пространства каждого техника, чем занимается наука эргономика. Она позволяет добиться оптимальной производительности, надежности труда. В оптимизированном пространстве легче сохранять работоспособность, здоровье и силы в течение всей смены.

Описанные условия и нормы – это не просто список рекомендаций, но требования, которые обязательны к соблюдению. Если ТБ не учитывается при работе персонала, это может повлечь за собой травмы, отравления, заболевания и негативные реакции организма.

На данный момент продолжается оценка всех факторов, которые периодически изменяются ввиду совершенствования процессов и методик работы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector