Меры безопасности при обслуживании резервных электростанций
Меры безопасности при обслуживании резервных электростанций
ДЭС не создает опасности при правильной ее эксплуатации. Однако ответственность за безопасность ложится на персонал, устанавливающий, эксплуатирующий и обслуживающий станцию.
Приведенные ниже указания по технике безопасности, если им следовать, сведут к минимуму риск возникновения несчастных случаев. Перед проведением любой операции или выполнении любого действия по эксплуатации ДЭС следует убедиться в их безопасности.
Внимание! Прежде, чем приступить к эксплуатации или техобслуживанию ДЭС прочтите и усвойте все указания по технике безопасности.
Не осуществляйте пуск ДЭС, если не уверены, что это безопасно, а тем более зная, что она небезопасно в каком-либо отношении.
Если ДЭС повреждена — установите на ней плакаты с указанием об опасности и отсоедините минусовой кабель АБ.
Любой ремонт ДЭС или чистка внутри корпуса также производится при отсоединенном минусовом кабеле АБ.
Правила безопасности при установке и монтаже:
— Ознакомьтесь с разделами по установке и эксплуатации ДЭС.
— Производите электромонтажные работы в соответствии с правилами, стандартами по электробезопасности, в том числе с соблюдением требований по заземлению и защите от коротких замыканий на землю.
— Для стационарных ДЭС с дистанционной системой подачи топлива убедитесь, что последняя выполнена в соответствии с правилами и стандартами.
— Убедитесь, что выхлопная система и глушители ДЭС свободны от горючих материалов, имеют защитную теплоизоляцию и не будут представлять опасности для персонала.
— Не поднимайте ДЭС, используя подъемные петли генератора или двигателя. Используйте только специальное приспособление для подъема на корпусе ДЭС или на опорной раме.
— Убедитесь, что подъемное оборудование исправно и имеет необходимую мощность.
— При подъеме ДЭС — на ней, под ней или между ней и краном на должно быть людей.
Пожаро — и взрывобезопасность:
· Убедитесь, что вблизи ДЭС имеются огнетушители классов ВС и АВС.
· Убедитесь, что помещение, где находится, ДЭС хорошо проветривается.
· Содержите помещение, пол и ДЭС в чистоте. Немедленно удаляйте пролитое топливо, масло, электролит или охлаждающую жидкость. * Храните промасленные тряпки в закрытых металлических ящиках.
· Не курите, не допускайте появления открытого огня вблизи топлива или АБ. Пары топлива и водород, выделяющийся из АБ, взрывоопасны.
· Избегайте заправки топлива при работающем двигателе.
· Не эксплуатируйте ДЭС при наличии любых протечек в системе подачи топлива.
· Не эксплуатируйте ДЭС при снятых защитных ограждениях.
· Держите руки, длинные волосы, свободную одежду и ювелирные украшения подальше от шкивов, ремней и других движущихся частей. Внимание! Некоторые движущиеся части трудно различимы при работе ДЭС.
· Если предусмотрены дверцы для доступа в отсеки установки, то при работе ДЭС они должны быть закрыты.
· Избегайте контакта с горячими маслом, охлаждающей жидкостью, отработанными газами и поверхностями, а также с острыми кромками и углами.
· При работе с ДЭС носите защитную одежду, в том числе рукавицы и головной убор.
· Не допускайте попадания топлива, смазочного масла, охлаждающей жидкости и электролита АБ в глаза и в полость рта, не допускайте их контакта с кожей.
· Не носите одежду, загрязненную топливом или смазочным маслом.
· Для работы АБ используйте защитную маску или специальные очки и фартук, устойчивый к воздействию кислоты. Электролит, пролитый на кожу или одежду, немедленно смойте большим количеством воды.
· ДЭС без кожухов производит шум более 105 dB. Длительное воздействие уровней шума выше 85 dB вредно для слуха.
· При работе с ДЭС, не имеющей звукоизолирующего кожуха, необходимо использовать защитные приспособления для слуха.
· Подключение нагрузки к ДЭС должно производиться только квалифицированными специалистами-электриками.
· Перед началом работы убедитесь, что ДЭС, в том числе и мобильная установка, должным образом заземлены.
· Перед подсоединением и отсоединением нагрузки ДЭС должна быть остановлена, а отрицательная клемма отсоединена от АБ.
· Не прикасайтесь к деталям ДЭС, находящимся под электрическим напряжением.
· Подключайте ДЭС только к нагрузке и/или электрическим системам с соответствующими электрическими характеристиками и мощностью.
· Убедитесь, что электрооборудование, находящееся на техническом обслуживании, обесточено.
· Содержите электрооборудование сухим и в чистоте. Заменяйте провода, изоляция которых повреждена.
· При тушении пожаров, связанных с электрооборудованием, пользуйтесь только огнетушителем классов ВС и АВС.
ТОИ Р-45-075-98 Инструкция по охране труда при обслуживании дизельных электрических станций РРС
1.1. К работам по обслуживанию дизельных электрических станций (ДЭС) РРС допускается только специально обученный персонал с группой по электробезопасности не ниже III.
1.2. Работники, осуществляющие обслуживание ДЭС РРС, обязаны соблюдать и выполнять установленные на предприятии правила внутреннего распорядка, утвержденные и согласованные установленным порядком графики дежурств, т.е. соблюдать время начала и конца работы, перерывы в течение рабочего дня для отдыха и приема пищи.
1.3. Помещения, где расположены ДЭС, по степени опасности поражения людей электрическим током относятся к особо опасным, там характерны и могут присутствовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— опасные уровни напряжения в электрических цепях, замыкание которых может произойти через тело человека;
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенная температура воздуха на рабочем месте;
— наличие агрессивных жидкостей и легковоспламеняющихся жидкостей (электролиты, горюче — смазочные материалы);
— загазованность от выхлопа двигателя внутреннего сгорания;
— наличие вращающихся и движущихся частей механизмов и машин;
— другие факторы, определяемые географическим расположением РРС (пустыня, тундра, районы Крайнего Севера, высокогорье и т.п.), ее конструкцией (обычное помещение, контейнерный вариант, заглубленный или передвижной вариант).
1.4. Работники, осуществляющие обслуживание ДЭС, обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормативами и несут ответственность за правильное их применение, использование и сохранность.
1.5. В помещении ДЭС должны быть вывешены на видном месте инструкция по эксплуатации оборудования, инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.
1.6. В помещении ДЭС запрещается курить. На двери дизельной должны быть вывешены запрещающие знаки «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем».
1.7. Каждый работник должен изучить требования пожаро- и взрывобезопасности, соблюдать их и уметь применять имеющиеся в аппаратных средства первичного пожаротушения. Обслуживающий персонал должен знать устройство и работу тепломеханической части ДЭС, включая и аварийную систему предотвращения перелива топлива.
1.8. Каждый работник должен знать о необходимости немедленного уведомления старшего смены РРС о случаях травмирования работников, об авариях и неисправностях оборудования, приспособлений и т.п. чрезвычайных происшествиях и ситуациях, для чего помещение ДЭС должно иметь прямую телефонную связь с аппаратной РРС.
1.9. За нарушение требований инструкции по охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, административной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Получить инструктаж у начальника смены РРС по проведению необходимых видов работ и условиям их проведения.
2.2. Надеть спецодежду и другие установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты.
2.3. Проветрить помещение ДЭС.
2.4. Проверить наличие средств индивидуальной защиты.
2.5. Приготовить к работе необходимый инструмент и приборы.
2.6. Дополнительно проверить и подготовить к использованию средства пожаротушения.
2.7. Убрать приборы и инструменты, не используемые при выполнении данной работы.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Лица, не имеющие отношения к эксплуатации оборудования ДЭС, не должны находиться в помещении ДЭС или могут допускаться в сопровождении лица, назначенного руководителем РРС.
3.2. При остановке ДЭС для осмотра, чистки и ремонта должны быть приняты меры против ошибочного пуска их в ход или непроизвольного их движения. Генератор, соединенный с двигателем сгорания, должен быть полностью отключен от всех возможных посторонних напряжений.
3.3. При осмотре и ремонте двигателей особое внимание должно быть обращено на правильность затяжки и крепления гаек шатунных болтов и правильность закрепления коленчатого вала. Гайки шатунных болтов должны затягиваться равномерно, без перекосов. Насаживать на ключ трубы или применять кувалды для ударов по гаечному ключу запрещается. После затяжки гайки шатунных болтов должны зашплинтовываться. Состояние поршней, клапанов и сальников двигателя должно быть таким, чтобы исключалась возможность проникновения газа в помещение.
3.4. Подъем тяжеловесного оборудования должен осуществляться постоянным или временным подъемным устройством.
3.5. Расходные баки для топлива дизель — генератора (ДГ) на РРС наполняются из топливохранилища электрическим насосом, который включается вручную или автоматически по мере необходимости в наполнении. При ручном включении насоса расходный топливный бак должен быть оборудован прозрачной трубкой контроля уровня заполнения. При автоматическом включении насоса во избежание переполнения топливом расходного бака необходимо строго контролировать работоспособность клапана обратного перелива топлива трубопровода.
3.6. Наполнение вручную горючим расходного бака ДЭС должно производиться при дневном освещении или при применении ламп безопасной конструкции перед началом работы двигателя или после его остановки и остывания. Заливка горючего в бак работающего двигателя запрещается.
3.7. Пролившиеся на пол горюче — смазочные материалы следует немедленно вытирать. Обтирочные материалы должны храниться в закрытых металлических ящиках, установленных вдали от двигателей, генераторов, щитов и отопительных приборов. Не реже двух раз в месяц производить выемку обтирочных материалов независимо от их количества в ящик сбора отходов.
3.8. Около генераторов, щитов автоматики должны быть проложены диэлектрические ковры. Площадь ковров должна быть такова, чтобы обслуживающий персонал при работе с оборудованием обязательно находился на ковре.
3.9. Все траншеи трубопроводов, люки колодцев, кабельные каналы и т.п. в помещениях ДЭС должны быть постоянно закрыты предусмотренными перекрытиями из рифленого листового железа или железобетона на уровне с полом помещения.
3.10. Все вращающиеся детали двигателей и вспомогательных механизмов должны быть закрыты предусмотренными ограждениями.
3.11. Перед пуском ДЭС необходимо удостовериться в исправном ее состоянии, тщательно осмотреть двигатель, положение рукояток, переключателей, запорной арматуры и т.п., убрать все посторонние предметы, поставить на место все ограждения.
3.12. При тяжелом запуске двигателя подогревать маслопроводную и топливопроводную системы паяльными лампами, факелами и т.п. запрещается.
3.13. Обслуживание и ремонт электрических генераторов, электромоторов, щитов автоматики, коммутации и пусковых устройств осуществляется в зависимости от видов работ эксплуатационно — техническим персоналом РРС или аварийно — профилактической службой РРЛ.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении неисправностей оборудования, инструмента, травмировании работник обязан, в зависимости от конкретного случая, прекратить производимые работы, поставить в известность руководителя РРС о возникших неисправностях, принять меры к их устранению.
4.2. В процессе работы дизельных установок характерной неисправностью является заедание рейки регулятора топливного насоса высокого давления (в одноплунжерном насосе — заедание серьги регулятора). При этом с увеличением оборотов дизельного двигателя увеличивается подача топлива, обороты растут, процесс принимает лавинообразный характер (дизель идет в разнос). Для экстренной остановки двигателя необходимо перекрыть поступление воздуха в цилиндры (простое перекрытие подачи топлива не дает должного результата, т.к. подпитка продолжается из фильтров и отстойника).
4.3. При происшествии несчастного случая с товарищем по работе работник должен уметь оказать ему первую (доврачебную) помощь, вызвать при необходимости врача.
4.4. При получении травмы — сообщить руководству, обратиться к врачу.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Привести рабочее место в порядок, проверить наличие и соответствие инструмента, материалов, средств защиты, оперативной документации и инструкций.
5.2. Установки, приборы, инструменты и спецодежду отнести в места, отведенные для их хранения.
Устройство, техническое обслуживание, особенности эксплуатации щелочных аккумуляторов. Техника безопасности при их обслуживании.
1. Щелочной аккумулятор состоит из стальной банки и железо-никелевых или кадмий-никелевых пластин, залитых щелочным электролитом. Электролитом для щелочных аккумуляторов служит водный раствор едких щелочей калия и натрия. По химическому составу электролит делится на простой (водный раствор едкого калия или натрия плотностью 1,17-1,30) и составной (на 1 литр раствора едкого калия или натрия добавляют 10-15 г едкого лития или на 1 литр электролита — 20-30 г моногидрата лития)
2. На судах применяются кадмиево-никелевые и железо-никелевые щелочные аккумуляторы. В отличии от кислотных аккумуляторов, емкость щелочных аккумуляторов не зависит от режима разряда. С увеличением разрядного тока уменьшается напряжение в конце разряда. Нормальным для щелочных аккумуляторов считается восьмичасовой разрядный режим.
3. Среднее рабочее напряжение щелочного аккумулятора равно 1,2 В. Конец нормальной разрядки считается при напряжении аккумулятора 1,1 В. При трехчасовом режиме разряда аккумулятор можно разряжать до конечного напряжения 0,8 В, а при одночасовом — до 0,5 В.
4. Нормальным считается шестичасовой заряд, при этом зарядный ток равен 150% от номинального. Новые аккумуляторы и аккумуляторы, работавшие в длительном режиме, первые 100-150 циклов надо заряжать в течение 7 часов. Ускоренный заряд продолжается 4,5 часа: сначала 2,5 часа двойным нормальным зарядным током, а затем 2 часа — нормальным зарядным током. Усиленный заряд длится 12 часов: 6часов нормальным зарядным током, а затем еще 6 часов — зарядным током, равным половине нормального зарядного тока.
5. При систематических недозарядках емкость щелочных аккумуляторов снижается. Перезарядок эти аккумуляторы не боятся. Признаками конца зарядки служат количество ампер-часов, данных при зарядке, и напряжение на зажимах аккумулятора, равное 1,8-1,95 В. Ни обильное выделение газа, ни плотность электролита не являются признаками конца зарядки.
Контроль за работой электрических машин.
При работе электромашины необходимо наблюдать за тем, чтобы коммутация машины была нормальной. Она определяется степенью искрения между коллектором и щеткой.
Шкала степени искрения
Степень искрения (класс коммутации) | Характеристика степени искрения | Состояние коллектора и щеток |
1 | Отсутствие искрения (темная коммутация) | Нет почернения на коллекторе и нагара на щетках |
1 1/4 | Слабое точечное искрение под небольшой частью щетки | То же |
1 1/2 | Слабое искрение под большей частью щетки | Следы почернения на коллекторе, следы нагара на щетках |
2 | Искрение под всем краем щетки допускается только при кратковременных толчках нагрузки | Следы почернения на коллекторе (не устраняются при протирании бензином), следы нагара на щетках |
3 | Значительное искрение под всем краем щетки с наличием крупных вылетающих искр допускается только для моментов прямого (без реостатных ступеней) включения или реверсирования машин, если при этом коллектор и щетки остаются в состоянии, пригодном для дальнейшей работы. |
1. Коммутация зависит от состояния коллектора, поверхности щеток, крепления щеткодержателей к траверсе, положения и крепления траверсы к подшипниковому щиту (положение нейтрали), состояния крепления обмотки к петушкам, состояния обмотки якоря электромашины. Коллектор должен иметь зеркальную полированную поверхность темно-вишневого цвета. Щетки должны быть притерты по радиусу коллектора или токосъемных колец. Щетка должна работать по всей площади поверхности прилегания к коллектору или токосъемному кольцу. Щетки недолжны иметь выкрашиваний, сколов и должны свободно перемещаться в щеткодержателе по вертикальной плоскости, но должны иметь люфта в горизонтальной плоскости.
2. При номинальном режиме работы машины необходимо контролировать следующие параметры: напряжение, мощность, ток, скорость вращения, частота, коэффициент мощности, ток возбуждения и другие параметры.
3. Температуру отдельных частей электрических машин можно измерять несколькими способами: термометром, методом сопротивления, детекторами (заложенными и встроенными). Предельно допустимые превышения температуры обмоток и частей электрических машин зависит от класса изоляции и при температуре окружающего воздуха 40°С для изоляции классов «А»-«Е» составляют 60-70°С, а для изоляции классов «В», «F», «Н» повышаются до 80-125°С и более. Предельно допустимая температура подшипников скольжения не должна превышать 80, а качения — 95°С.
4. Электрические машины, предназначенные для работы в продолжительном режиме, при номинальной нагрузке должны работать практически без искрения (допустимая степень искрения не выше 1 ¼). Электрические машины, предназначенные для работы в кратковременном и повторно — кратковременном режимах, при номинальной нагрузке должны работать практически без искрения (допустимая степень искрения 1 ½). Проверять степень искрения надо в номинальных условиях работы при установившейся температуре, но не ранее чем через 2 часа для машин мощность до 100 кВт и 4 часа для машин мощностью более 100 кВт.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
«Эксплуатация СЭУ и безопасное несение машинной вахты»
Глава 1.
1.1. Какой слесарный инструмент, приспособления и специальный инструмент должны быть на судне для выполнения ремонтно-профилактических работ?
1.2. Какие материалы применяются при постройке и ремонте судна и его оборудования?
1.3.1. Общие требования техники безопасности в машинно-котельном отделении.
1.3.2..Техника безопасности при обслуживании судовых ДВС.
1.3.3..Техника безопасности при обслуживании паровых котлов.
1.3.4. Техника безопасности при обслуживании вспомогательных механизмов.
1.3.5. Техника безопасности при обслуживании судового электрооборудования.
1.3.6. Техника безопасности при выполнении ремонтных работ на судне.
1.3.7. Техника безопасности при работах с ручным инструментом.
1.3.8. Техника безопасности при работах с электро-пневмоинструментом.
1.3.9. Техника безопасности при работах на сверлильных и заточных станках.
1.3.10. Техника безопасности при грузоподъемных работах.
1.4. Технология изготовления и ремонта труб на судне.
1.5.1. Измерительный инструмент, область и технология его применения.
1.5.2. Приборы контроля ДВС.
1.6. Порядок выбора материала при изготовлении деталей оборудования на судне.
1.7. Порядок изучения механизмов, устройств и систем на судне.
1.8.1. Основные эксплуатационные характеристики ДВС.
1.8.2. Основные эксплуатационные характеристики паровых котлов.
1.8.3. Основные эксплуатационные характеристики поршневых воздушных компрессоров, насосов и систем.
1.9. Конструкция и эксплуатационные характеристики электрических систем постоянного и переменного тока и электрооборудования.
1.10.6.Принцип действия электрических указателей уровня различных типов.
1.10.7.Системы ДАУ судовых механизмов.
1.10.8.Аппаратура управления и защиты.
Глава 2.
2.1. Обход машинного отделения при заступлении на вахту. Что необходимо контролировать?
2.2. Осмотр румпельного отделения и рулевой машины.
2.3. Какую информацию должен получить принимающий вахту механик от сдающего и что он должен сделать, если у него есть серьезные замечания по работе механизмов?
Глава 3.
3.1. Организация вахтенной службы на судне.
3.2. Общие обязанности вахтенного механика.
3.3. Общие обязанности вахтенного электромеханика.
3.4. Общие обязанности вахтенного рефрижераторного механика.
Глава 4.
4.1. Обязанности вахтенного механика на ходовой вахте.
4.2. Порядок проверки вахтенным механиком средств борьбы за живучесть судна.
4.3. Порядок проверки вахтенным механиком системы АПС и систем связи с мостиком.
4.4. Порядок ведения машинного журнала, контроль рабочих параметров СЭУ.
4.5. Контроль вахтенным механиком выполнения техники безопасности и пожарной безопасности.
4.6. Причины аварий. Действия вахтенного механика при аварии.
4.7. Характерные повреждения судовых дизелей, признаки их появления.
4.8. Меры безопасности, которые должны соблюдаться во время несения вахты и неотложные действия в случае аварии или пожара.
4.9. Действия вахтенного механика при работе двигателя вразнос.
4.10. В каких случаях главный двигатель должен быть немедленно остановлен?
4.11. Действия вахтенного механика при пожаре в районе цилиндровых крышек ГД и в подпоршневом пространстве.
4.12. Действия вахтенного механика при пожаре в газовыхлопном тракте ГД и вспомогательного дизель-генератора и на работающем вспомогательном дизель-генераторе.
Глава 5.
5.1. Действия вахтенного механика при плавании в узкостях.
5.2. Действия вахтенного механика при выходе из порта, при заходе в порт и при швартовках.
5.3. Действия вахтенного механика при плавании в тумане.
5.4. Действия вахтенного механика при плавании в сильный шторм.
5.5. Действия вахтенного механика при плавании на мелководье и в ледовых условиях.
Глава 6.
6.1. Действия механиков при подготовке судна к выходу в рейс.
Глава 7.
7.1. Основные документы, регламентирующие вопросы эксплуатации ДВС, судовых котлов, вспомогательных механизмов, электрооборудования и пр.
7.2.1. Подготовка ДВС к пуску.
7.2.2. Операции, выполняемые при вводе в действие ДАУ ГД и ВРШ.
7.2.3. Случаи, при которых пуск и работа ДВС запрещается.
7.2.4. Проворачивание и пробные пуски ГД.
7.2.5. Пуск дизеля.
7.2.6. Прогрев и ввод ГД в режим эксплуатационной нагрузки.
7.2.7. Контроль рабочих параметров ГД в установившемся режиме по показаниям контрольно-измерительных приборов.
7.2.8. Контроль состояния дизеля по признакам ненормальной работы.
7.2.9. Особенности работы дизеля на режимах малых оборотов и нагрузок.
7.2.10. Эксплуатация ГД с отключенным цилиндром.
7.2.11. Эксплуатация ГД при работе с перегрузкой.
7.2.12. Обслуживание ГД при реверсировании.
7.2.13. Эксплуатация систем охлаждения двигателя.
7.2.14. Эксплуатация газо-турбонагнетателя двигателя.
7.3.1. Неисправности, при которых запрещается вводить в работу паровой котел.
7.3.2. Подготовка парового котла к работе.
7.3.3. Пуск парового котла.
7.3.4. Обслуживание парового котла во время работы.
7.3.5. Меры безопасности при упуске воды из котла.
7.3.6. Докотловая обработка питательной воды котла.
7.3.7. Внутрикотловая обработка воды.
7.3.8. Химические препараты, применяемые для внутрикотловой обработки воды.
7.3.9. Остановка и охлаждение котла.
7.3.10. Характерные неисправности паровых котлов, их причины и способы устранения.
7.3.11. Эксплуатация утилизационных и водогрейных котлов.
7.3.12. Термомасляные стояночные и утилизационные котлы, принцип их работы, основные рабочие параметры.
7.3.13. Контроль на вахте термомасляных стояночных и утилизационных котлов.
7.3.14. Защиты термомасляных стояночных и утилизационных котлов.
7.4.2. Что необходимо контролировать при работе центробежных насосов; типичные неисправности и причины их появления?
7.4.3. Что необходимо контролировать при работе поршневых насосов; типичные неисправности и причины их появления?
7.4.4. Что необходимо контролировать при работе поршневых компрессоров; типичные неисправности и причины их появления?
7.4.5. Типичные неисправности шестеренчатых насосов и причины их появления.
7.4.6. Типичные неисправности винтовых насосов и причины их появления.
7.4.7. Типичные неисправности водоструйных эжекторов и причины их появления.
7.4.8. Что необходимо контролировать при работе опреснительной установки с вакуумным испарителем? Неисправности опреснительной установки и причины их появления.
7.4.9. Что необходимо контролировать при работе масляных и топливных сепараторов. Неисправности топливных и масляных сепараторов.
7.4.10. Что необходимо контролировать при работе теплообменных аппаратов и фильтров?
7.4.11. Что необходимо проверить при подготовке грузоподъемного устройства машинного отделения и в каких случаях должна быть прекращена работа грузоподъемного устройства?
7.4.12(1) Эксплуатация грузовой лебедки (крана) с электроприводом.
7.4.12(2) Эксплуатация грузовых лебедок с гидроприводом.
7.4.12(3) Эксплуатация грузовых кранов с гидроприводом.
7.4.13(1) Эксплуатация шлюпочных лебедок.
7.4.13(2) Эксплуатация брашпиля; возможные неисправности при работе брашпиля и причины их появления.
Глава 8.
8.1. Организационные мероприятия при проведении топливных и балластных операций.
8.2. Подготовка к бункеровочной операции.
8.3. Требования правил пожарной безопасности при бункеровках.
8.4. Проведение бункеровочной операции.
8.5. Окончание бункеровочной операции.
8.6. Перекачка топлива в пределах судна.
8.7. Контроль качества и количества топлива, принимаемого во время бункеровки.
Глава 9.
9.1. Как и для чего контролируют сопротивление изоляции? Причины падения сопротивления изоляции и способы е повышения.
9.1.4. Как найти снижение сопротивления изоляции в работающем генераторе?
9.2.1. Неполадки в работе судового электрооборудования и способы их устранения.
9.3. Последовательность операций, выполняемых при отключении генератора от сети с последующей его остановкой.
9.4. При каких условиях и как осуществляется синхронизация генератора при подключении его к параллельно работающему генератору?
9.5. Какие неисправности электрозащиты возникают чаще всего?
9.6. Условия устойчивой параллельной работы генераторов.
9.7. Цели способы защиты генераторов от обратной мощности и от обратного тока.
9.8. Защиты от короткого замыкания.
9.10. Причины возгорания электрооборудования, способы его тушения.
9.11. Устройство, техническое обслуживание, особенности эксплуатации кислотных аккумуляторных батарей и техника безопасности при их обслуживании.
9.12. Устройство, техническое обслуживание, особенности эксплуатации щелочных аккумуляторов, техника безопасности при их обслуживании.
9.13. Контроль за работой электрических машин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дейнего Ю.Г. Судовой механик. Технический минимум. — Москва: МОРКНИГА, 2008. — 301 с.
2. Дейнего Ю.Г. Эксплуатация судовых механизмов и систем. Практические советы и рекомендации. — Москва: МОРКНИГА, 2008. — 236 с.
3. Правила технической эксплуатации судового электрооборудования.
4. Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР. — Ленинград: Издательство «Транспорт», 1973. — 212 с.
5. Возницкий И.В. Судовые двигатели внутреннего сгорания. — Москва: МОРКНИГА, 2007. — 282 с.
Правила техники безопасности при эксплуатации электродвигателей
С момента создания электродвигателей прошло много лет. Сложно представить предприятия, в которых не применялись бы электродвигатели. Электродвигатели нашли свое применение повсюду, начиная с бытовых маленьких приборов, аппаратов, заканчиваямощными, промышленными электродвигателями, выполняющих тяжелую работу.
Выпускают электродвигатели трех видов:
- Асинхронные электродвигатели
- Синхронные электродвигатели
- Электродвигатели постоянного тока
Асинхронные электродвигатели делятся на два вида:
- Асинхронный эл.двигатель с короткозамкнутым ротором
- Асинхронный эл.двигатель с фазным ротором
Больше всех используются в промышленности электродвигатели асинхронные с короткозамкнутым ротором. При длительных больших нагрузках, применяют синхронные электродвигатели. Где нужно менять скорость вращения электродвигателя, по технологическим требованиям, там используют асинхронные электродвигатели с фазным ротором, и электродвигатели постоянного тока.
Независимо от вида электродвигателей, требуется их установка и правильная эксплуатация. При монтаже и обслуживании электродвигателей, нужно соблюдать меры безопасности.
Техника безопасности при монтаже электродвигателей.
Для монтажа электродвигателя требуется четкий проект. В проекте указывают место установки электродвигателя, указывают, в связке с каким агрегатом будет работать, расчет проводов, нагрузок. Удобнее обратиться по проектированию в специализированные проектные мастерские, так как это повышает безопасность.
Для монтажа электродвигателя на место установки, необходимо нанять профессиональных монтажников, которые работают не первый год. Электродвигатели небольшой мощности (до 10Квт), небольшой массы (до 50кг), допускается устанавливать самостоятельно, после монтажа пригласив для проверки бригаду монтажников.
Сечение проводов подбирают по формулам, учитывая, что медный провод сечением 2,5мм2 выдерживает нагрузки до 30Ампер.
Формула расчета мощности для трёхфазной цепи P= 1,7*U*Y. Где U напряжение, Y сила тока, а 1,7 это квадратный корень из 3-х. Переделав формулу, получают расчет тока для электродвигателя мощностью 10Квт, Y= 10000ВТ/(1,7*380Вольт)= 15 ампер Составляют пропорцию 2,5мм2-30Ампер Хмм2-15Ампер Х=(15Ампер*2,5мм2)/30Ампер=1,25мм2 Такого сечения проводов в стандартном ряде нет, поэтому подбирают провод сечением 1,5мм2.
При самостоятельном монтаже нужно быть предельно осторожным. Даже электродвигатель небольшой массы может создать травму монтажникам. По возможности работать нужно при помощи испытанных, проверенных подъемных механизмов. Пользоваться рычагами, работать в защитных средствах: в каске, защитных очках, спецодежде, рукавицах, спец.обуви.
Объяснить работникам, как обезопасить работу. При подъеме электродвигателя от пола на высоту более 1 метра, нельзя подходить к электродвигателю, можно выравнивать, направлять электродвигатель к месту установки, только после того, как двигатель окажется на высоте нескольких сантиметров от пола.
При перемещении и опускании нельзя держать электродвигатель за нижнюю часть. При подключении кабеля питания электродвигателя работы выполняют со снятым напряжением. Автоматический выключатель отключают, на ручку вывешивают плакат «не включать! Работают люди». Отходящие провода кабеля отцепляют от автоматического выключателя, предварительно проверив отсутствие напряжения на контактах.
После установки, закрепления, подключения электродвигателя, сначала электродвигатель запускают без нагрузки, то есть, не соединив его с агрегатом. После проверки проверяют электродвигатель в работе в связке с агрегатом, подав нагрузку.
Инструкция по охране труда при эксплуатации (обслуживании) электродвигателей
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНОПротокол заседания Приказ от ______ N _______профсоюзного комитетаот _________ N ________или илиСОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНОУполномоченное лицо по охране Руководитель организациитруда работников организации (заместитель руководителя__________ ___________________ организации, в должностные(подпись) (фамилия, инициалы) обязанности которого входят______________________ вопросы организации охраны труда) (дата) __________ _____________________ (подпись) (фамилия, инициалы) ______________________ (дата)Инструкцияпо охране труда при эксплуатации(обслуживании) электродвигателей____________________________________________(номер инструкции либо другие ее реквизиты)
1. К работам по обслуживанию электродвигателей переменного и постоянного тока допускаются:
1.1. лица мужского и женского пола не моложе 18 лет и имеющие группу по электробезопасности не ниже III (для электроустановок напряжением до 1000 В) и не ниже IV (для электроустановок напряжением выше 1000 В);
1.2. прошедшие обучение по электробезопасности, имеющие соответствующее удостоверение и прошедшие стажировку (дублирование) по безопасным способам ведения работ в течение 2 недель;
1.3. прошедшие медицинское освидетельствование и допущенные по состоянию здоровья к работе;
1.4. прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте.
2. Электротехнический персонал обязан:
2.1. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
2.2. не употреблять спиртные напитки, а также запрещается находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
Курить разрешается только в специально установленных местах;
2.3. выполнять только порученную работу;
2.4. изучать и совершенствовать методы безопасной работы;
2.5. работать в спецодежде с применением средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;
2.6. уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему при несчастных случаях. Знать, где находится аптечка с набором медикаментов, и при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) пострадавшего в лечебное учреждение.
Техника безопасности при эксплуатации электрических машин.
При работе электродвигателей необходимо соблюдать элементарные правила безопасности. Нельзя касаться вращающихся, движущихся частей электродвигателей, и соединенных с ними аппаратов во время их работы. Нельзя проверять руками, какое направление вращения имеет включенный электродвигатель. Нельзя совать предметы, через отверстия на кожухе крыльчатки электродвигателя. Нельзя находиться возле электродвигателя в развевающейся одежде. Одежда должна быть застегнутой. Не допускать попадания воды на работающий электродвигатель, попадания масел, и других жидкостей. Запрещается открывать крышку Брно (крышка коробки, в которой кабель соединяется с контактами ЭД) электродвигателя, во время его работы. Нельзя стоят на работающем электродвигателе.
Соединительные муфты электродвигателя и агрегата, должны быть закрыты защитным кожухом, во избежание попадания на них разных посторонних предметов, животных и людей. Рекомендуется закрывать козырьками сам электродвигатель, если производственные процессы связаны с перегоном жидкостей. Нельзя бросать различные предметы в сторону работающего электродвигателя. Запрещается разбирать, производить ремонтные работы на работающем электродвигателе. Все ремонтные работы производятся только на отключенном, обесточенном электродвигателе.
Основные положения по технике безопасности
При рассмотрении конструкции отдельных узлов и систем судовых дизелей приводились основные положения по безопасным методам их эксплуатации и ремонта.
Соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил обеспечивает капитан. Обеспечение безопасных приемов и методов эксплуатации и ремонта механизмов машинного отделения и палубных механизмов осуществляет старший механик. Несмотря на то что мотористов обучают технике безопасности в учебных заведениях, они при направлении на работу проходят вводный инструктаж по технике безопасности, а после прихода на судно проходят инструктаж непосредственно на рабочем месте.
Периодические инструктажи проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. Внеочередной инструктаж проводится при выполнении особо опасных работ, а также с членами машинной команды, нарушившими правила техники безопасности.
Техника безопасности при обслуживании судовых дизелей (главных и вспомогательных).
Техника безопасности при обслуживании вспомогательных механизмов машинного отделения.
При отсутствии автоматических устройств зажигание форсунок осуществляют при помощи факела; при этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
Во время эксплуатации необходимо следить за уровнем воды в котле; в случае, если вода упущена, необходимо немедленно прекратить горение в топке и питание котла, отключить его от потребителей и дать медленно остынуть.
Правила безопасности при работе на электродвигателе.
Рабочий электродвигатель должен быть заземлен, заземление ставят при монтаже электродвигателя. Не допускается последовательное соединение заземлений, то есть не должно быть заземления по такой схеме: электродвигатель — металлическая коробка управления электродвигателем — заземляющий контур. Металлическая коробка и электродвигатель соединяются отдельно с заземляющим контуром.
При работе электродвигателя нельзя его промывать водой, или другими жидкостями, нельзя прочищать щеткой, протирать ветошью. Нельзя проверять устойчивость, надежность креплений электродвигателя, пользуясь ломом, монтажкой. Нельзя выполнять какие-либо работы, стоя на самом электродвигателе. Место, где установлен электродвигатель, должен быть хорошо освещен. Не допускается нахождения возле электродвигателя посторонних людей, животных. Площадка вокруг электродвигателя должна быть чистой, не должны быть рядом воспламеняющиеся вещества, предметы, загромождающие доступ к электродвигателю. На полу не должны находиться растёкшиеся масла, другие скользкие вещества и предметы. Не допускается хранение баллонов с пропаном, с кислородом возле электродвигателей. Нельзя укрывать электродвигатель тканями, минватой. При необходимости можно прикрыть электродвигатель ширмами из негорючего материала, во избежание попадания воды и разных мелких предметов.
Охрана труда
СОГЛАСОВАНОПротокол заседания профсоюзного комитетаот “___” ___________ 20___№ ___________ | УТВЕРЖДЕНОПриказот “___” ___________ 20___№ ___________ |
СОГЛАСОВАНОУполномоченное лицо по охранетруда работников организации____________ _______________________ (подпись) (фамилия, инициалы)________________(дата) | УТВЕРЖДЕНОРуководитель организации (заместитель руководителя организации, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда)____________ _______________________ (подпись) (фамилия, инициалы)________________(дата) |
при эксплуатации (обслуживании) электродвигателей
(номер инструкции либо другие ее реквизиты)
Глава 1. Общие требования по охране труда
1. К работам по обслуживанию электродвигателей переменного и постоянного тока допускаются:
1.1. лица мужского и женского пола не моложе 18 лет и имеющие группу по электробезопасности не ниже III (для электроустановок напряжением до 1000 В) и не ниже IV (для электроустановок напряжением выше 1000 В);
1.2. прошедшие обучение по электробезопасности, имеющие соответствующее удостоверение и прошедшие стажировку (дублирование) по безопасным способам ведения работ в течение 2 недель;
1.3. прошедшие медицинское освидетельствование и допущенные по состоянию здоровья к работе;
1.4. прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте.
2. Электротехнический персонал обязан:
2.1. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
2.2. не употреблять спиртные напитки, а также запрещается находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
Курить разрешается только в специально установленных местах;
2.3. выполнять только порученную работу;
2.4. изучать и совершенствовать методы безопасной работы;
2.5. работать в спецодежде с применением средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;
2.6. уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему при несчастных случаях. Знать, где находится аптечка с набором медикаментов, и при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) пострадавшего в лечебное учреждение.
Знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;
2.7. соблюдать правила санитарной и личной гигиены;
2.8. не принимать пищу на рабочем месте.
3. Во время работы на электротехнический персонал могут воздействовать опасные производственные факторы:
3.1. повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
3.2. движущиеся части оборудования.
4. Электротехнический персонал несет персональную ответственность за нарушение требований Инструкции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы
5. Перед началом работы привести в порядок спецодежду, надеть ее так, чтобы она не имела развевающихся и свисающих концов.
6. Надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы.
7. Подготовить для безопасной работы свое рабочее место (убрать все лишнее из-под ног, с проходов и не загромождать их).
8. Подготовить и проверить защитные средства.
9. Проверить исправность электроинструмента, приспособлений, приборов и расположить их в удобном и безопасном для работы месте.
10. Проверить, достаточно ли освещено рабочее место.
Техника безопасности при ремонте электрических машин.
Приступая к ремонту электрических агрегатов, первым делом их обесточивают. Отключат автоматические выключатели, вывешивают запрещающие плакаты, предварительно проверив, что нет напряжения, устанавливают переносные заземления, ограничивают доступ посторонних лиц к ремонтируемому электрооборудованию, установив ограждения. Ремонтные работы выполняет только квалифицированный персонал.
Ремонтными случаями электрооборудования являются:
- Сильный нагрев корпусов
- Повышенный гул
- Искрение во время работы.
- Сильный шум в подшипниках электродвигателя.
- Ослабление креплений
- Сильная вибрация
- Произвольная остановка электродвигателя со срабатыванием защиты
- Возгорание электродвигателя (!)
При возгорании электродвигателя, его сразу обесточивают, вызывают пожарных, приступают к тушению углекислотными огнетушителями. Нельзя пытаться тушить горящий электродвигатель не обесточив его.
При необходимости электродвигатель заменяют новым. Придерживаясь выше описанных инструкций, можно обезопасить людей от несчастных случаев и травм.
1. Общие требования безопасности
1.1. К работам по обслуживанию дизельных электрических станций (ДЭС) РРС допускается только специально обученный персонал с группой по электробезопасности не ниже III.
1.2. Работники, осуществляющие обслуживание ДЭС РРС, обязаны соблюдать и выполнять установленные на предприятии правила внутреннего распорядка, утвержденные и согласованные установленным порядком графики дежурств, т. е. соблюдать время начала и конца работы, перерывы в течение рабочего дня для отдыха и приема пищи.
1.3. Помещения, где расположены ДЭС, по степени опасности поражения людей электрическим током относятся к особо опасным. Там характерны и могут присутствовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— опасные уровни напряжения в электрических цепях, замыкание которых может произойти через тело человека;
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенная температура воздуха на рабочем месте;
— наличие агрессивных жидкостей и легковоспламеняющихся жидкостей (электролиты, горюче-смазочные материалы);
— загазованность от выхлопа двигателя внутреннего сгорания;
— наличие вращающихся и движущихся частей механизмов и машин;
— другие факторы, определяемые географическим расположением РРС (пустыня, тундра, районы Крайнего Севера, высокогорье и т. п.), ее конструкцией (обычное помещение, контейнерный вариант, заглубленный или передвижной вариант).
1.4. Работники, осуществляющие обслуживание ДЭС, обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормативами и несут ответственность за правильное их применение, использование и сохранность.
1.5. В помещении ДЭС должны быть вывешены на видном месте инструкция по эксплуатации оборудования, инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.
1.6. В помещении ДЭС запрещается курить. На двери дизельной должны быть вывешены запрещающие знаки «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем».
1.7. Каждый работник должен изучить требования пожаро- и взрывобезопасности, соблюдать их и уметь применять имеющиеся в аппаратных средства первичного пожаротушения. Обслуживающий персонал должен знать устройство и работу тепломеханической части ДЭС, включая и аварийную систему предотвращения перелива топлива.
1.8. Каждый работник должен знать о необходимости немедленного уведомления старшего смены РРС о случаях травмирования работников, об авариях и неисправностях оборудования, приспособлений и т. п. чрезвычайных происшествиях и ситуациях, для чего помещение ДЭС должно иметь прямую телефонную связь с аппаратной РРС.
1.9. За нарушение требований инструкции по охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, административной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Получить инструктаж у начальника смены РРС по проведению необходимых видов работ и условиям их проведения.
2.2. Надеть спецодежду и другие установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты.
2.3. Проветрить помещение ДЭС.
2.4. Проверить наличие средств индивидуальной защиты.
2.5. Приготовить к работе необходимый инструмент и приборы.
2.6. Дополнительно проверить и подготовить к использованию средства пожаротушения.
2.7. Убрать приборы и инструменты, не используемые при выполнении данной работы.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Лица, не имеющие отношения к эксплуатации оборудования ДЭС, не должны находиться в помещении ДЭС. Они могут допускаться в сопровождении лица, назначенного руководителем РРС.
3.2. При остановке ДЭС для осмотра, чистки и ремонта должны быть приняты меры против ошибочного пуска их в ход или непроизвольного их движения. Генератор, соединенный с двигателем сгорания, должен быть полностью отключен от всех возможных посторонних напряжений.
3.3. При осмотре и ремонте двигателей особое внимание должно быть обращено на правильность затяжки и крепления гаек шатунных болтов и правильность закрепления коленчатого вала. Гайки шатунных болтов должны затягиваться равномерно, без перекосов. Насаживать на ключ трубы или применять кувалды для ударов по гаечному ключу запрещается. После затяжки гайки шатунных болтов должны зашплинтовываться. Состояние поршней, клапанов и сальников двигателя должно быть таким, чтобы исключалась возможность проникновения газа в помещение.
3.4. Подъем тяжеловесного оборудования должен осуществляться постоянным или временным подъемным устройством.
3.5. Расходные баки для топлива дизель-генератора (ДГ) на РРС наполняются из топливохранилища электрическим насосом, который включается вручную или автоматически по мере необходимости в наполнении. При ручном включении насоса расходный топливный бак должен быть оборудован прозрачной трубкой контроля уровня заполнения. При автоматическом включении насоса во избежание переполнения топливом расходного бака необходимо строго контролировать работоспособность клапана обратного перелива топлива трубопровода.
3.6. Наполнение вручную горючим расходного бака ДЭС должно производиться при дневном освещении или при применении ламп безопасной конструкции перед началом работы двигателя или после его остановки и остывания. Заливка горючего в бак работающего двигателя запрещается.
3.7. Пролившиеся на пол горюче-смазочные материалы следует немедленно вытирать. Обтирочные материалы должны храниться в закрытых металлических ящиках, установленных вдали от двигателей, генераторов, щитов и отопительных приборов. Не реже двух раз в месяц производить выемку обтирочных материалов независимо от их количества в ящик сбора отходов.
3.8. Около генераторов, щитов автоматики должны быть проложены диэлектрические ковры. Площадь ковров должна быть такова, чтобы обслуживающий персонал при работе с оборудованием обязательно находился на ковре.
3.9. Все траншеи трубопроводов, люки колодцев, кабельные каналы и т. п. в помещениях ДЭС должны быть постоянно закрыты предусмотренными перекрытиями из рифленого листового железа или железобетона на уровне с полом помещения.
3.10. Все вращающиеся детали двигателей и вспомогательных механизмов должны быть закрыты предусмотренными ограждениями.
3.11. Перед пуском ДЭС необходимо удостовериться в исправном ее состоянии, тщательно осмотреть двигатель, положение рукояток, переключателей, запорной арматуры и т. п. , убрать все посторонние предметы, поставить на место все ограждения.
3.12. При тяжелом запуске двигателя подогревать маслопроводную и топливопроводную системы паяльными лампами, факелами и т. п. запрещается.
3.13. Обслуживание и ремонт электрических генераторов, электромоторов, щитов автоматики, коммутации и пусковых устройств осуществляется в зависимости от видов работ эксплуатационно-техническим персоналом РРС или аварийно-профилактической службой РРЛ.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении неисправностей оборудования, инструмента, травмировании работник обязан, в зависимости от конкретного случая, прекратить производимые работы, поставить в известность руководителя РРС о возникших неисправностях, принять меры к их устранению.
4.2. В процессе работы дизельных установок характерной неисправностью является заедание рейки регулятора топливного насоса высокого давления (в одноплунжерном насосе — заедание серьги регулятора). При этом с увеличением оборотов дизельного двигателя увеличивается подача топлива, обороты растут, процесс принимает лавинообразный характер (дизель идет в разнос). Для экстренной остановки двигателя необходимо перекрыть поступление воздуха в цилиндры (простое перекрытие подачи топлива не дает должного результата, так как подпитка продолжается из фильтров и отстойника).
4.3. При происшествии несчастного случая с товарищем по работе работник должен уметь оказать ему первую (доврачебную) помощь, вызвать при необходимости врача.
4.4. При получении травмы — сообщить руководству, обратиться к врачу.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Привести рабочее место в порядок, проверить наличие и соответствие инструмента, материалов, средств защиты, оперативной документации и инструкций.
5.2. Установки, приборы, инструменты и спецодежду отнести в места, отведенные для их хранения.