Техника безопасности при эксплуатации подъемных установок
Техника безопасности при эксплуатации подъемных установок
3.4.5. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин
К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.
Согласно Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с “Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра” утвержденными приказом Ростехнадзора от 13 июля 2006 г. №682.
Грузоподъемные машины должны отвечать:
1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-611-03);
2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 ПБ 10-371(157)-00;
3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10-256-98);
4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов от (ПБ 10-558-03) и др.
Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам Ростехнадзора. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, стандартам, нормам и правилам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.
Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные машины снабжают средствами защиты, включая системы дистанционного управления. Для дистанционного управления подъемно-транспортными машинами применяют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест). Инспекция Ростехнадзора и администрация предприятия устанавливают постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, сменных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контейнеров, кошей и т.п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации.
Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.
Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.
Цель статических испытаний – проверка прочности металлических конструкций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания кранов производят нагрузкой, на 25% превышающей его грузоподъемность. Кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку (тележки) – в положение, отвечающее наибольшему прогибу. При стреловом кране стрела устанавливается относительно ходовой платформы в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Крюком или заменяющим его устройством захватывается груз и поднимается на высоту 200-300 мм (при стреловом кране – 100-200 мм) с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают и проверяют наличие или отсутствие остаточной деформации моста крана (при стреловых кранах груз не должен опуститься на землю, не должны появиться трещины, деформации и т.п.).
Динамическое испытание грузоподъемных машин производится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается динамическое испытание осуществлять рабочим грузом. При динамическом испытании производят повторный подъем и опускание груза.
При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при этом учитывается их конструкция, степень износа или коррозии, назначение, соотношение диаметра блока, огибаемого канатом, к диаметру последнего. При обнаружении оборванной пряди канат к эксплуатации не допускают.
Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу подвергают осмотру, причем первые, кроме того, испытываются нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность. Испытанные вспомогательные грузозахватные приспособления снабжают бирками и клеймами, без которых их не допускают к использованию.
Большое значение для безопасности работы подъемно-транспортных машин имеет выполнение основных требований при проведении такелажных работ: при канатовании груза необходимо использовать специальные устройства – рым-болты, проушины; центр тяжести поднимаемого груза должен находится в середине между захватами стропа; строповочные канаты необходимо располагать на поднимаемом грузе равномерно, без узлов и перекруток; строповочный трос следует отделять от острых кромок и ребер груза прокладками (доски, резина и т.п.); сплетение грузовых канатов не допускается; при проведении такелажных работ должна применяться оперативная сигнализация.
Для обеспечения безопасности эксплуатации подъемно-транспортных машин применяют: концевые выключатели, автоматически отключающиеся механизмы подъема крюка или механизмы передвижения крана при подходе к крайним положениям, концевые упоры для предотвращения перехода перемещаемых подъемных механизмов за рельсовые пути, ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема; устройства, предотвращающие соскальзывание канатов с крюка; буферные устройства, амортизирующие толчки при столкновении с соседними кранами и другими объектами; звуковую и световую сигнализацию, предупреждающую о наступлении опасного момента при работе крана; блокировочные приспособления для автоматического отключения неогражденных троллейных проводов при выходе человека с площадки, лестницы, галереи, с которых возможно случайное прикосновение к троллейным проводам; тормозные и удерживающие устройства (ловители).
4.10 Требования безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных средств
В настоящее время в различных отраслях народного хозяйства широко используется различная подъемно-транспортная техника: мостовые и козловые краны, автопогрузчики, средства малой механизации (конвейеры, лебедки, молотележки, блоки и др.).
Рабочая группа грузоподъемных устройств и транспортного оборудования зачастую является опасной зоной не только для обслуживающего персонала, но и для посторонних лиц. Опасности, которым в этих условиях могут подвергаться люди, связаны, в основном, с непреднамеренным контактом с движущимися частями оборудования и возможным ударом от падающих предметов при обрыве
поднимаемого груза, при высыпании его части, а также с падением самого оборудования, наездами и столкновениями.
Безопасность персонала при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин обеспечивается следующими методами:
− определение размера опасной зоны подъемно-транспортного оборудования и машин (ПТМ);
− расчет на прочность канатов и грузозахватных устройств (ГЗУ);
− определение устойчивости кранов;
− применение специальных устройств обеспечения безопасности;
− регистрация, техническое освидетельствование и испытание подъемно-транспортного оборудования, машин и грузозахватных устройств.
Радиус опасной зоны зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения оборудования с грузом. Радиус окружности, в пределах которой может упасть груз, определяется по схеме, приведенной на рис. 4.17, а, и формуле
R = r c + 0,5 l r + 0,3 H ,
где: r c — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов r c = 0), м; l r — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину’), м; H — высота подъема груза, м.
Определив радиус R и зная длину L пути перемещения подъемнотранспортной машины (ПТМ) , можно определить опасную зону возможного падения груза, которое может произойти при обрыве каната, срыве грузозахватных устройств (ГЗУ), плохом закреплении груза. Опасная зона определяется нанесением окружности радиусом R с центрами на линии перемещения оси ПТМ (рис 4.16, б).
Для защиты от травмирования человека механизмами приводов ПТМ (зубчатые, цепные, червячные передачи, валы механизмов ПТМ, соединительные муфты, барабаны, ходовые колеса и т. п.) применяются средства, аналогичные средствам защиты, используемым для технологического оборудования, прежде всего ограждения.
Рис 4.17. Схема к определению опасной зоны у грузоподъемного механизма: а – определение радиуса окружности, в пределах которой может упасть груз; б – определение опасной зоны при перемещении ПТМ
Расчет канатов на прочность осуществляется по формуле
где K — коэффициент запаса прочности каната при разрывном усилии; P — допустимое разрывное усилие каната, H (кгс), определяемое по сертификату на канат; S — наибольшее натяжении каната (без учета динамических нагрузок) , H (кгс).
Величина K определяется правилами Госгортехнадзора и зависит от типа каната и ПТМ, условий работы каната. Так, для промышленных кранов в зависимости от условий работы каната K = 3,5 − 6 , для грузовых лифтов без проводника – 8–13, для грузовых лифтов с проводником и пассажирами 9–15.
С целью уменьшения износа и повреждения канатов их покрывают защитной смазкой.
Передвижение стреловые краны должны обладать достаточной для их безопасной работы устойчивостью. Условия устойчивости кранов: удерживающий момент должен быть больше опрокидывающего момента сил, действующих относительно вертикальной оси крана, проходящей через центр его тяжести. Расчет устойчивости кранов осуществляется методами теоретической механики при положении крана с грузом (грузовая устойчивость) и при рабочем положении
крана без груза в условиях неблагоприятных ветровых нагрузок (собственная устойчивость). Устойчивость кранов определяется коэффициентами грузовой и собственной устойчивости крана.
Коэффициент грузовой устойчивости – это отношение момента относительно оси опрокидывания, создаваемого весом всех частей крана с учетом всех дополнительных нагрузок (ветровой, инерционной, торможения), и момента, создаваемого рабочим грузом при работе крана с учетом уклона местности или пути крана.
Коэффициент собственной устойчивости – это отношение момента относительно оси опрокидывания, создаваемого весом всех частей крана с учетом уклона местности и пути в сторону опрокидывания, и момента, создаваемого ветровой нагрузкой при нерабочем состоянии крана (без груза).
По Правилам значения этих коэффициентов должны быть не менее 1,15. Для каждого вылета стрелы крана установлены предельные значения веса поднимаемого груза, которые нельзя превышать, т. к. возможно опрокидывание крана.
Специальные устройства безопасности подразделяются на устройства, обеспечивающие безопасные весовые и нагрузочные характеристики,
и устройства, обеспечивающие безопасное передвижение груза.
К устройствам, обеспечивающим безопасные весовые и нагрузочные характеристики , относятся тормоза и остановы, ограничители грузоподъемности
и грузового момента, противоугонные устройства.
Тормоза могут предназначаться для остановки механизма (стопорные), ограничения скорости подъема и спуска груза (спускные). По конструктивному выполнению они аналогичны тормозам, применяемым в технологическом оборудовании, а по принципу действия – автоматические (вступающие в работу при отключении двигателя механизма) и управляемые (включаемые при воздействии на орган управления). Наиболее часто на ПТМ используются колодочные стопорные тормоза.
Остановы используют для удержания груза на весу. Одним из наиболее распространенных остановов является храповой останов (рис. 4.18).
Ограничители грузоподъемности автоматически отключают механизм подъема груза, масса которого превышает предельное значение более чем на 10%. В стреловых кранах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета
стрелы, применяют ограничители грузового момента , учитывающие не только вес поднимаемого груза, но и величину вылета стрелы.
Рис.4.18. Схема останова механизма подъема: 1- храповое кольцо; 2 – барабан; 3 – собачка; 4 – груз
Имеется много видов ограничителей, различающихся по принципу действия и конструктивному исполнению.
На стреловых кранах, грузоподъемность которых меняется при разных вылетах стрелы, применятся указатели грузоподъемности .
Противоугонные устройства предназначаются для удержания крана, работающего на открытом воздухе, от самопроизвольного перемещения по рельсовому пути под действием ветра. Основным элементом противоугонных устройств являются рельсовые захваты (рельсозажимные клещи), посредствам которых кран вручную или автоматически закрепляется за рельсы.
Применяются и другие устройства безопасности: блокировка люка и дверки кабины в мостовых кранах, ограничители поворота на башенных кранах, измерители
крена на самоходных кранах, ограничители перекоса на мостовых кранах и др. Грузозахватные приспособления (крюки, электромагнитные шайбы,
грейферы, подхваты и захваты) являются особо ответственными деталями крана и изготавливаются под форму перемещаемых грузов. Периодический контроль за их состоянием рабочих поверхностей (износ, отсутствие трещин и дефектов)
обеспечивает безопасность при эксплуатации транспортных устройств. Регистрация, техническое освидетельствование и испытание ПТМ и ГЗУ
является важнейшим методом обеспечения подъемно-транспортного оборудования и подъемно-транспортных машин. Надзор за безопасностью ПТМ осуществляет Гостехнадзор.
Администрация предприятий обязана устанавливать постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, целей, сменных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и уходом за ними и безопасностью эксплуатации. Правилами безопасности предусматривается проведение регламентированных испытаний грузоподъемных машин, представляющих с точкой зрения охраны труда наибольшую опасность среди всех подъемных транспортных машин.
Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть повергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкции грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.
Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов, аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.
Цель статических испытаний – проверка прочности металлических конструкций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания кранов производят нагрузкой, на 25% превышающей его грузоподъемность. Кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку(тележки) – в положение, отвечающее наибольшему прогибу. На стреловом кране стрела устанавливается относительно ходовой платформы в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Крюком или заменяющим его устройством захватывается груз и поднимается на высоту 200300 мм (при стреловом кране — 100 -200 мм) с последующей выдержкой в таком положении в течении 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают и проверяют наличие или отсутствие остаточной деформации моста крана (при стреловых
кранах груз не должен опуститься на землю, не должны появиться трещины, деформации и т.п.).
Динамическое испытание грузоподъемных машин производится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается динамическое испытание осуществлять рабочим грузом. При динамическом испытании производят повторный подъём и опускание груза.
При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при этом учитывается их конструкция, степень износа и коррозии, назначение, соотношение диаметра блока, огибаемого канатом, к диаметру последнего. При обнаружении оборванной пряди канат к эксплуатации не допускается.
Комплект Документов По Организации Безопасной Эксплуатации Строительного Подъёмника!
Приветствую, уважаемые друзья! Вчера моя помощница Светлана Подберезина изрядно потрудилась над тем, что бы вам ничего другого не оставалось, как скачать готовые примеры документов по организации безопасной эксплуатации строительных подъёмников, и адаптировать их под работу в своей организации.
Подъёмник строительный — документы по охране труда
при техническом обслуживании лифтов грузопассажирских и подьёмных устройств/лифт грузовой без лифтера,подьём о опуск производится из вне лифта/ требуется оформление наряд-допуска или нет.
А где инструкция то?
Подскажите пожалуйста! Есть ли у кого нибудь образец графика проверки знаний персонала подъёмных сооружений: машинисты, стропальщики. И что еще к нему нужно предоставить? Технадзор предписание выписал…
Подскажите нужно ли работнику выполняющему работы с вышки (люльки) специальное удостоверение или достаточно чтобы он был обучен на первую группу по работам на высоте? И где это прописано? Спасибо.
Обязательно нужно Удостоверение Рабочего вышки (это промышленная безопасность, ФНП по грузоподъемке, Б 9.32)))) а вот работы на высоте это «Правила по Охрана труда при работах на высоте» и обучение по высоте рабочему люльки не требуется если он не покидает зону огражденную перилами
В должностной инструкции ответственного за содержание ПС в исправном состоянии, в п.2.1. говорится об инженерно-техническом работнике по надзору за безопасной эксплуатацией ПС. Нет такого работника уже давно. Много неточностей в инструкции, к сожалению.
В соответствии с ФНППС: эксплуатирующая организация обязана разработать и утвердить распорядительным актом инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных
специалистов:
— специалист, ответственный за осуществление производственного
контроля при эксплуатации ПС;
— специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном
состоянии;
— специалист, ответственный за безопасное производство работ с
применением ПС.
Указанные специалисты должны быть аттестованы, в том числе на
знание требований промышленной безопасности к рельсовым путям, если
в состав ОПО входят ПС, передвигающиеся по ним.
В организациях, где производство работ с применением ПС
выполняется на одном участке (цехе), разрешается одному специалисту
совмещать обязанности ответственного за содержание ПС в
работоспособном состоянии и за безопасное производство работ.
Далее логика проста: содержание ПС в работоспособном состоянии + безопасное производство работ с применением ПС = безопасная эксплуатация ПС. Соответственно складываются и должностные обязанности этого одного в двух ипостасях лица.
Светлана, я согласна почти со всем. Не могу согласиться только с вашим последним абзацем. Каждый у себя на предприятии может сколько угодно придумывать ответственных лиц, инструкции для них, но если уж в первом пункте инструкции вы заявляете, что инструкция » разработана на основании «Типовой инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии. РД 10-30-93» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 26.07.1993 №27) в части, не противоречащей «Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533)», то указывая инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатации ПС, вы как раз противоречите Новым правилам, потому как выше указанный ИТР явно «закрался» из старых правил.
Охрана труда. Требования охраны труда при эксплуатации подъемно-транспортных механизмов
Укажите один или несколько правильных ответов: меры безопасности при эксплуатации подъемных механизмов.
Варианты ответов
- Установка ограничителя высоты подъема груза
- Установка блокировочных устройств люка и двери кабины в мостовых кранах; ограничителей поворота башенных кранов
- Установка концевых выключателей
- Установка противоугонных устройств
- Установка указателей грузоподъемности
- Установка автоматических сигнализаторов опасного напряжения
- Нет правильных вариантов ответов
Вопрос 2
Кто допускается к обслуживанию подъемно-транспортных механизмов?
Варианты ответов
- Лица не моложе 18 лет, аттестованные квалификационной комиссией
- Лица моложе 18 лет, аттестованные квалификационной комиссией
- Лица не моложе 18 лет, неаттестованные квалификационной комиссией
- Лица моложе 18 лет, неаттестованные квалификационной комиссией
Вопрос 3
Что имеют грузоподъемные машины, не регистрируемые в РОСТЕХНАДЗОРе?
Варианты ответов
- Индивидуальный номер
- Инвентарный номер
- Государственный регистрационный номер
- Паспортный номер
Вопрос 4
Чем регламентировано устройство и эксплуатация подъемно-транспортных машин?
Варианты ответов
- Правилами РОСТЕХНАДЗОРа
- Правилами ГОСГОРТЕХНАДЗОРа
- Правилами РОСПОТРЕБНАДЗОРа
Вопрос 5
Кто выдает разрешение на ввод в эксплуатацию грузоподъемных машин, регистрируемых в РОСТЕХНАДЗОРе?
Варианты ответов
- Инспектор РОСТЕХНАДЗОРа
- Руководитель предприятия
- Участковый инспектор РОСТЕХНАДЗОРа
Вопрос 6
Укажите сроки периодического технического освидетельствования грузоподъемных машин.
Варианты ответов
- Не реже 1 раза в 3 года
- Не реже 1 раза в год
- Не реже 1 раза в 5 лет
Вопрос 7
Укажите один или несколько правильных вариантов ответов: что должно быть осмотрено и проверено в работе при периодическом техническом освидетельствовании грузоподъемных машин?
Варианты ответов
- Механизмы и электрооборудование машины
- Приборы безопасности
- Тормоза
- Аппараты управления
- Освещение
- Сигнализация
- Габаритные размеры
- Состояние металлоконструкций и сварных (заклепочных) соединений машины, кабин, лестниц, площадок и ограждений
- Состояние крюка, канатов и их крепление
- Состояние элементов подвески стрелы у стреловых кранов
- Состояние кранового пути
Вопрос 8
Куда записываются результаты освидетельствования подъемно-транспортной машины?
Варианты ответов
- В паспорт машины
- В журнал регистрации машины
- В учетную карточку регистрации машины
Вопрос 9
Укажите сроки проводения частичного освидетельствования грузоподъемной машины?
Варианты ответов
- Не реже 1 раза в год
- Не реже 1 раза в 3 года
- Не реже 1 раза в 5 лет
Вопрос 10
Определите нагрузку при статическом испытании грузоподъемной машины, если ее грузоподъемность составляет 100 тонн.
Ответ введите арабской цифрой без каких-либо пробелов, точек и кавычек.
Вопрос 11
Определите нагрузку при динамическом испытании грузоподъемной машины, если ее грузоподъемность составляет 500 тонн.
Правила техники безопасности и производственной санитарии в хозяйстве сигнализации, связи и вычислительной техники железнодорожного транспорта — Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов
16.1. Грузоподъемные машины и механизмы, съемные грузозахватные приспособления должны соответствовать характеру выполняемой работы, иметь паспорта и инвентарные номера, по которым они записываются в специальные журналы учета и периодических осмотров
16.2. Устройство и эксплуатация грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений должны соответствовать действующим Правилам устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов.
16.3. Регистрации в органах Госгортехнадзора до пуска в работу подлежат грузоподъемные краны всех типов, за исключением
а) кранов с ручным приводом, а также кранов, у которых при ручном приводе механизмов передвижения в качестве механизма подъема применен пневматический цилиндр;
б) стреловых кранов грузоподъемностью до 1 т включительно;
в) стреловых кранов, рассчитанных на работу с постоянным вылетом стрелы или не снабженных механизмом поворота или передвижения
16.4. Грузоподъемные машины подлежат перерегистрации:
а) после реконструкции машины, изменений привода, удлинения стрелы, увеличения высоты подъема груза и т. п.;
б) после ремонта, если на машину был составлен новый паспорт;
в) после передачи машины другому владельцу.
16.5. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин производит владелец. Техническое освидетельствование должно быть возложено на инженерно-технического работника по надзору за грузоподъемными машинами и производиться при участии лиц, ответственных за исправное их состояние.
16.6. Результаты технического освидетельствования записывают в журнал учета и осмотра, делают отметку в паспорте грузоподъемной машины с указанием срока следующего освидетельствования.
16.7. Ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должна быть возложена на инженерно-технического работника соответствующей квалификации после проверки у него знаний Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и выдачи ему удостоверения Периодическая проверка знаний работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, проводится 1 раз в 3 года.
Номер и дата приказа о назначении ответственного лица, его фамилия, имя, отчество и роспись должны содержаться в паспорте крана. Эти сведения заносят в паспорт крана до его регистрации в органах технадзора, а также каждый раз после назначения нового ответственного лица.
16.8. Лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязано обеспечивать:
а) содержание грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений в исправном состоянии;
б) обслуживание и ремонт грузоподъемных машин;
в) выполнение крановщиками производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных машин;
г) своевременную подготовку к техническому освидетельствованию грузоподъемных машин;
д) хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления, а также ведение журналов периодической проверки знаний персонала.
16.9. Лицо, ответственное за безопасность перемещения грузов краном, обязано:
а) не допускать на участке ведения работ использования немаркированных, неисправных и не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и тары;
б) не допускать к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал;
в) следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и в случае необходимости инструктировать их
по безопасному выполнению работы, обращая особое внимание на недопущение перегрузки крана, правильность установки крана, правильность обвязки и зацепки грузов;
г) не допускать производства работ на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи без наряда
16.10. Обучение персонала, обслуживающего грузоподъемные машины и механизмы (машинистов, крановщиков, стропальщиков и т д ). безопасным методам ведения работ и проверка знаний должны проводиться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
16.11. Персонал, работающий на грузоподъемных машинах, должен быть обеспечен Инструкцией по безопасному обслуживанию машины и безопасному производству работ.
16.12. К работе в качестве стропальщиков могут быть допущены лица, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право ведения работ.
16.13. Запрещается работать с неисправными машинами и механизмами, а также оставлять работающие механизмы без надзора
16.14. Запрещается подъем грузов, масса которых превышает грузоподъемность машины или механизма
16.15. Движущиеся части машин и механизмов должны быть ограждены. Запрещается работать на машинах с неисправным или снятым ограждением движущихся частей.
16.16. Работа с применением машин вблизи линии электропередачи, находящейся под напряжением, допускается в том случае, если в зависимости от напряжения расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части машины, а также от поднимаемого груза в любом его положении, в том числе и при наибольшем подъеме или вылете, до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет следующим