Техника безопасности при установке столбов с помощью бурильно-крановой установки
Техника безопасности при установке столбов с помощью бурильно-крановой установки.
3.2.1. Установку и замену опор при помощи бурильно-крановых машин разрешается выполнять специально обученным работникам. Перед подъемом опоры необходимо убедиться в целостности троса. Лебедка включается после строповки опоры и отхода работника на безопасное расстояние. Подтягиваемую к яме опору необходимо направлять рогачом или багром. Подходить к опоре, браться за ее комель можно только после того, как она будет поднята над землей на 10 см, тем самым проверяется надежность крепления тросом. Опора опускается в яму по сигналу работника, ответственного за установку.
Примечание. Пользоваться стальными тросами или стропами, у которых износ или коррозия составляющих его проволок достиг 40% и более, недопустимо.
3.2.2. При производстве работ бурильно-крановыми машинами на расстоянии до 30 м от крайнего провода линий электропередачи должен выдаваться наряд-допуск. Работа под линиями, находящимися под напряжением, недопустима.
3.2.3. Ответственный за установку опор должен следить за всеми операциями по подъему опор и останавливать работу при неполадках.
3.2.4. При установке опор с помощью бурильно-крановых машин не следует очищать бур от земли и находиться вблизи во время его вращения.
3.2.5. При установке опор способом "падающей стрелы" перед началом работы следует проверить исправность троса, надежность крепления блоков и лебедки, правильность установки "ног" стрелы и надежность крепления троса к опоре, а также обеспечить
отсутствие людей в момент сброса стрелы между опорой, стрелой и блоками или лебедкой. При подъеме опоры необходимо принять меры против ее раскачивания (используя багры, ухваты, веревки).
3.2.6. Количество людей, необходимых для ручной установки и переноски опор, определяется из расчета максимальной нагрузки 20 кг на одного человека.
3.2.7. При установке опор на насыпях, склонах гор и холмах необходимо принимать меры по предупреждению их скатывания.
3.2.8. При подъеме опоры работники должны располагаться только по обеим ее сторонам.
3.2.9. Опоры, не рассчитанные на одностороннее тяжение проводов и тросов и временно подвергаемые такому воздействию, укрепляются во избежание их падения.
3.2.10. При замене приставок сложных опор не следует откапывать одновременно обе ноги опоры.
3.2.11. Железобетонные опоры должны устанавливаться только механизированным способом; при их установке трос должен закрепляться за монтажные скобы или на расстоянии 1/5 от вершины. Железобетонные опоры во время подъема должны удерживаться от раскачивания с помощью оттяжек (канатов, веревок), укрепленных у вершины опоры. Снимать оттяжки разрешается только после того, как опора будет полностью установлена.
3.2.12. При установке опор, во избежание несчастных случаев, не следует:
— конец ручки рогача (багра) упирать в грудь или в живот;
— стоять под поднимаемой опорой;
— устанавливать железобетонные опоры ручным способом;
— подниматься на вновь установленную опору до того, как яма засыпана и земля утрамбована;
— оставлять при перерывах (обед, завершение рабочего дня) откопанные опоры и развязанные провода;
— находиться в котловане при вытаскивании и опускании опоры.
В каких случаях может появляться шаговое напряжение?
Шаговое напряжение — напряжение, обусловленное электрическим током, протекающим в земле или токопроводящем полу, и равное разности потенциалов между двумя точками поверхности земли (пола), находящимися на расстоянии одного шага человека. Шаговое напряжение зависит от удельного сопротивления грунта и силы протекающего через него тока. Опасное шаговое напряжение может возникнуть, например, около упавшего на землю провода под напряжением или вблизи заземлителей электроустановок при аварийном коротком замыкании на землю (допустимые значения сопротивления заземлителей и удельное сопротивление грунта нормируются для того, чтобы избежать подобной ситуации).
При попадании под шаговое напряжение возникают непроизвольные судорожные сокращения мышц ног и как следствие этого падение человека на землю. В этот момент прекращается действие на человека шагового напряжения и возникает иная, более тяжелая ситуация: вместо нижней петли в теле человека образуется новый, более опасный путь тока, обычно от рук к ногам и создается реальная угроза смертельного поражения током. При попадании в область действия шагового напряжения необходимо выходить из опасной зоны минимальными шажками ("гусиным шагом").
Как запрещено работать на манипуляторе
Как известно, кран-манипулятор является опасным производственным объектом. Однако, очень уж удобная и многофункциональная техника – КМУ, да еще и экономичная! Потому и чрезвычайно популярная!
Просто надо «дружить» с этим вездесущим «трудяжкой» – краном-манипулятором. А для этого, в первую очередь, необходимо соблюдать требования техники безопасности и никогда не делать того, чего ну уж совсем делать нельзя!
Правила техники безопасности не обсуждаются, а выполняются! Неукоснительно!
Чего уж там «греха таить» – встречаются у нас нерадивые работнички, действующие по принципу: «да ладно, и так сойдет». Но кран-манипулятор – это вам не игрушечный грузовичок, и «да ладно» не «прокатит», и малейшая оплошность не «сойдет с рук» горе-оператору.
Ведь требования техники безопасности для того и установлены на законодательном уровне, чтобы обеспечить работу кранов-манипуляторов без аварийных ситуаций.
Все просто – запоминаем, чего ни в коем случае нельзя делать, работая с КМУ:
- Использовать в процессе погрузки грузозахватные приспособления, не отвечающие особенностям и весу груза.
- Привлекать к строповочным операциям посторонних лиц, которые не прошли специальный курс обучения.
- Доверять управление краном посторонним лицам.
- Допускать к самостоятельному бесконтрольному управлению манипулятором стажеров и учеников.
- Пытаться поднимать грузы, превышающие по массе допустимую грузоподъемность самого крана на заданном вылете стрелы.
- Производить опускание стрелы с подвешенным грузом до того предела, когда масса груза превысит грузоподъемность самого крана.
- Выполнять резкое торможение поворачивая стрелу с закрепленным грузом.
- Перемещать предметы волоком по поверхности, используя в этих целях крюк манипулятора.
- Перемещать с применением крюка платформы, тележки, железнодорожные вагоны.
- Поднимать крюком, применяя чрезмерную силу груз, который засыпан грунтом или иными предметами, либо примерзший к земле.
- В случае защемления съемного грузозахватного устройства, его нельзя освобождать при помощи крана.
- Производить подъем груза, обвязанного и застропованного с нарушениями правил.
- Начинать подъем груза, расположенного неустойчиво.
- Поднимать груз, заполняющий тару выше уровня ее бортов.
- Складировать груз в непосредственной близости к краю траншей, котлованов, откосов.
- Размещать груз сверху различных трубопроводов и электрокабелей.
- Начинать подъем груза, придерживаемого стропальщиком либо грузчиком.
- Поднимать груз с размещенными на нем людьми.
- Загружать либо разгружать транспортное средство, если в его кабине находятся люди.
- Работать с газовыми баллонами, которые не уложены в специально предназначенные для этого контейнеры.
- Осуществлять подъем грузов на балконы или подачу его в окна зданий без использования соответствующих приемных площадок или спецприспособлений.
- Пытаться поднимать груз с места при помощи стреловой лебедки.
- Использовать концевые выключатели в целях остановки механизма в автоматическом режиме.
- Производить грузоподъемные работы, если у манипулятора неисправны приборы безопасности или тормоза.
Вывод ясен: авария – следствие нарушения запретов!
Ох, у всех в последнее время прямо-таки навязли на зубах это неприятные словечки: «ограничения и запреты»! И, тем не менее, работа с краном-манипулятором вполне логично предполагает запреты на целый ряд действий, способных создать аварийную ситуацию.
Тут только попробуй нарушить хотя бы «малюсенький» на первый взгляд запрет – последствия не заставят себя долго ждать! Это и сорвавшийся груз, и опрокинутый кран, и производственный травматизм!
Каждый работник компании – чрезвычайно ответственный исполнитель. Любой оператор, любой водитель, любой стропальщик «на зубок» знает правила техники безопасности.
А «нельзя» во время работы подъемного устройства – как табу для полинезийского аборигена: не нарушается ни при каких обстоятельствах!
Груз целым и невредимым «доедет» до адресата, если заказать подходящий манипулятор. Выбрать подходящее устройство помогу менеджеры, которые на связи круглосуточно:
Техника безопасности крановых установок
1. Меры безопасности при обслуживании мостовых кранов
1. Подготовку и проведение всех видов технического обслуживания и ремонта могут осуществлять только работники и специалисты, обученные, аттестованные и имеющие на это право. До начала проведения ремонтных работ указанным работникам должен быть проведен соответствующий инструктаж.
2. Каждый работник, выполняющий работы по техническому обслуживанию и ремонту мостовых кранов, должен быть в обязательном порядке ознакомлен с руководством по эксплуатации крана, а так же уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при получении травмы или поражения электрическим током.
3. Вывод крана в ремонт (согласно графика ППР) должен производиться инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным владельцем крана.
На проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов должен выдаваться наряд-допуск в порядке, установленном владельцем крана. В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ, в частности меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути работающих кранов.
Дата и время вывода крана в ремонт, а также фамилия специалиста, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде-допуске и вахтенном журнале. Без наряда-допуска можно производить осмотр и техническое обслуживание крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика.
При выполнении ремонтных работ на мостовом кране несколькими бригадами наряд-допуск должен быть выдан каждой бригаде. Использование крана для работы во время его ремонта не разрешается.
4. Мостовые краны при ремонте необходимо останавливать около ремонтной (посадочной) площадки. Это требование исключит возможность нахождения ремонтного персонала на подкрановых путях.
5. После остановки крана на ремонт необходимо с обеих сторон установить упоры. Днем вывешиваются флажки красного цвета, ночью – лампочки красного цвета. Под краном устанавливается ограждение и знак «Проход запрещен. Ведутся ремонтные работы».
6. Зона ремонта должна быть освещена.
7. При проведении газорезных работ необходимо баллоны размещать на расстоянии 10- 15 метров от места проведения работ. «Под рукой» необходимо иметь первичные средства пожаротужения.
8. Инструмент для ремонта должен находиться в специальной сумке. Класть инструмент на механизмы не разрешается.
9. Особое внимание следует уделять обеспечению электробезопасности на площадке, где будут проводиться работы по техническому обслуживанию или ремонту крана. Для предупреждения электротравматизма необходимо:
— ограждать токоведущие части электроустановок, а так же места присоединения проводов к механизмам крана, трансформаторам и другим электроприборам;
— поручать монтаж временных электрических сетей только квалифицированным электромонтерам;
— допускать монтажные и ремонтные работы на токоведущих частях только при отключенном напряжении крана с вывеской предупредительных табличек «Не включать — работают люди!» на источники электрической энергии, подающие напряжение на участки, где ведутся работы (или рубильник);
— применять переносные светильники с напряжение 12 В с защитной металлической сеткой и с проводом в резиновом рукаве;
— применять соответствующие средства индивидуальной защиты;
— вместе с электропитанием крана мостового отключать питание у всего дополнительного и навесного оборудования — такого, как таль или тельфер.
— перед каждым применением диэлектрических перчаток необходим их внешний осмотр. При обнаружении прокола или пореза — их применять нельзя. Надежно заземлять электроустановки, монтажные электрические механизмы, а так же конструкции, с которых выполняются работы.
2. С какой периодичностью проводиться осмотр рельсового пути?
209. Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту (последнее при необходимости).
210. Проверка состояния рельсового пути включает:
— плановую или внеочередную проверку состояния.
211. Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется крановщиком (оператором) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.
В случае обнаружения неисправностей в известность ставится специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
212. Осмотр состояния рельсовых путей после каждых 24 смен работы проводится крановщиком (оператором) под руководством ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
213. Плановая проверка проводится не реже одного раза в год под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, проектной и конструкторской документации и подтверждает, что состояние рельсовых путей обеспечивает безопасную работу ПС.
214. Результаты осмотров рельсовых путей после каждых 24 смен работы ПС заносятся в вахтенные журналы крановщика (оператора) всех ПС, установленных на одном рельсовом пути, специалистом, ответственным за содержание ПС в работоспособном состоянии. Результаты проведенных плановых и внеочередных проверок состояния рельсовых путей оформляются актами (хранятся с паспортами ПС).
3. Меры безопасности при эксплуатации двух кранов на одном крановом пути.
Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:
— механизмов передвижения мостовых, козловых кранов или их грузовых тележек, работающих на одном крановом пути.
При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых или консольных кранов, работающих на одном крановом пути, тормозной путь может быть уменьшен до 500 мм . Путь торможения механизма должен быть указан предприятием-изготовителем в паспорте крана.
Указанные ограничители должны проверяться с установленной периодичностью.
Какими устройствами безопасности оснащены грузоподъёмные краны
Механизированные подъёмно-транспортные операции требуют неукоснительного соблюдения правил безопасности (нормативы ГОСТ 34463.1-2018). Помочь оператору грузоподъёмной машины призваны приспособления, проверка исправности которых – одно из условий безопасной эксплуатации техники.
Системы защиты грузоподъёмных кранов
Различают специализированные устройства безопасности и вспомогательные узлы. При неудовлетворительном состоянии этих узлов работа возможна ограниченное время, и при условии, что приняты альтернативные меры предосторожности. Приборы безопасности грузоподъёмных кранов не должны подменять собой субъективные решения оператора.
К средствам защиты относятся:
- Индикаторы уровня (кроме портальных и плавучих кранов на баржах, судах или понтонах).
- Стреловые упоры (исключая устройства с гидравлическим приводом).
- Системы блокировки тормозов и остановов.
- Встроенные удерживатели на гидравлических домкратах и стабилизаторах выносных опор.
- Зажимы, упоры для оборудования на рельсах (кроме портальных агрегатов).
- Звуковые сигнализаторы встроенного типа, доступные для крановщика.
Аппаратура управления кранами разных типов относится к двум категориям, в зависимости от продолжительности безотказной работы до следующего осмотра или ремонта. Для вспомогательных приборов безопасности категории I интервалы между осмотрами/проверками составляют семь календарных дней. Для изделий категории II предельный диапазон эксплуатации без контроля не может превышать 30 календарных дней.
Обратите внимание! За соблюдением сроков регламентного обслуживания следит специалист, имеющий профильное образование.
Категория I приборов и устройств безопасности грузоподъёмных кранов представляет следующую аппаратуру:
- Устройства ограничения подъёма;
- Электромеханические лимитатеры вылета стрелы;
- Автоматические антиблокирующие агрегаты;
- Средства защиты от двойной блокировки (исключение – краны с решётчатыми конструкциями, а также машины с грейферами, магнитной шайбой, ковшовые).
Оперативные средства, которые входят в категорию II:
- Контроллеры угла/вылета стрелы;
- Датчики угла гуська;
- Индикаторы длины телескопической стрелы, когда номинальная грузоподъемность зависит от её длины;
- Системы для взвешивания грузов;
- Автоматической защиты от перенапряжения привода;
- Корректировщики грузового момента;
- Датчики положения выносных опор или стабилизаторов (для мобильных кранов);
- Индикаторы вращения барабана наматывателя, если визуальный контроль невозможен с рабочего места крановщика.
Размещение приборов и устройств, обеспечивающих безопасную работу башенного крана:
- Прибор сигнализации и отключения крана вблизи линий электропередач.
- Анемометр.
- Датчик усилий ограничителя грузоподъемности.
- Датчик ограничителя угла подъема стрелы.
- Концевой выключатель ограничителя высоты подъема крюка (груза)
- Звуковой сигнал
- Концевой выключатель ограничителя поворота башни
- Панель сигнализации ограничителя грузоподъемности
- Релейный блок ограничителя грузоподъемности
- Концевой выключатель ограничителя передвижения крана
- Инвентарная путевая линейка
- Тупиковые упоры
- Противоугонные устройства
Защитные системы мостовых кранов
Приборы и устройства безопасности мостовых кранов необходимы для безопасного перемещения грузов по производственным участкам. Визуальный контроль всей зоны обслуживания производится с рабочего места. В цехах горячей обработки это невозможно из-за установленных станков, выделений избыточного тепла и дыма. Поэтому совершенствованием средств защиты, возможно, установить и повышенную безопасность обслуживания мостовых кранов.
Сложные участки — железнодорожный ввод, где двигающийся с вагонами локомотив затрудняет наблюдение из кабины крановщика, а также действующие подъёмники вертикального типа, устанавливаемые у рабочих мест.
Стоит перечислить средства управления рассматриваемыми устройствами:
- Подключённые к цеховым компьютерам беспроводные датчики удалённого мониторинга и диагностики.
- Автоматизированные приводы для контроля интенсивности движения.
- Дистанционное управление.
- Системы предотвращения столкновений (для цехов с двухуровневым расположением подъёмно-транспортного оборудования).
- Детекторы перегрузки и положения.
Агрегаты оснащаются страховочными тросами и дорожками, назначение которых заключается в предохранении людей от падения с высоты. Они прокладываются на безопасном расстоянии вдоль троллѐй, чтобы гарантировать счастливый билет на жизнь даже практиканту ПТУ.
Указанные системы обязательны, если предельная высота работ:
- 1200 мм – промышленность;
- 1500 мм – судостроение;
- 1800 мм – строительство;
- 2400 мм – перегрузочные операции в портах и на станциях.
Защитные устройства на мобильных кранах
Номенклатура и тип предохранительного устройства на кране автомобильном (обязательный перечень):
- Контроллер от перегрузки.
- Ограничитель хода.
- Предохранительные устройства.
- Аварийные приспособления.
- Механизмы, предотвращающие опасное действие на окружающую среду.
При конструировании и тестировании новой модели должны соблюдаться стандарты безопасности. Нужно проверить работу защитных механизмов. Эксплуатация доверяется опытным специалистам (подобные виды услуг закладываются в договоры на поставку).
Ограничитель крутящего момента, имеющийся на агрегате – это усилитель деформации, в котором используется дугообразная стальная пластина. Она преобразует продольную деформацию верхнего пояса в поперечную деформацию стальных пластин. В результате гибкий контакт исполняет противоперегрузочную и противоамплитудную функции.
Ограничитель подъёмного веса представляет собой силоизмерительное кольцо, жёстко связанное с направляющим роликом подъёмного троса или плунжера. При изменении нагрузки кольцо деформируется и подключается к различным управляющим триггерам.
Ограничитель веса решает две основные задачи:
- Определяет скорость подъёма блока, когда нагрузка достигнет заданного значения;
- Отключает мощность подъёмной цепи, если усилие превышает значение, допустимое для данной конструкции.
Действие всех защитных устройств направлено на то, чтобы автокран поднимал лёгкий груз на высокой скорости, а тяжёлый груз – на низкой. В случае перегрузки привод незамедлительно отключается.
Регламентные операции по обслуживанию техники выполняются структурами, которые располагают нужными измерительными и испытательными технологиями.
Эксплуатация грузоподъемных механизмов
Грузоподъемные механизмы, используемые для работы с тяжелыми объектами, – это техника, обусловливающая появление серьезного риска для работников. Он связан с воздействием следующих обстоятельств:
- угроза падения груза и причинения вреда здоровью сотрудника;
- значительные физические нагрузки, связанные с технологическими процессами строповки, подъема и т.д.;
- необходимость работы на открытом воздухе, включая холодные месяцы;
- риск неисправности или аварии с причинением вреда здоровью работников;
- другие факторы.
Поэтому порядок организации безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов строго контролируется государственными органами.
Опасность грузоподъемной техники
Общие правила обеспечения промышленной безопасности в России регулируются положениями федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Приложение № 1 к этому нормативному документу содержит критерии, на основании которых промышленные объекты могут принадлежать к категории опасных. Раздел 3) приложения указывает, что одним из классификационных признаков становится присутствие на объекте грузоподъемных механизмов стационарного типа (кроме лифтов и платформ для инвалидов), а также фуникулеров или канатных дорог. Кроме этого, опасными объектами признаются эскалаторы в метрополитене. Согласно приложению № 2 к 116-ФЗ подвесные канатные дороги относятся к III классу опасности, а остальные типы грузоподъемной техники – к IV классу.
Согласно действующему законодательству, все опасные объекты производства подлежат обязательной государственной регистрации в Едином реестре, ведением которого занимается Ростехнадзор. Это требование введено для организации постоянного контроля за их работой, а также учета процедур ремонта, профилактического обслуживания, ликвидации таких объектов и других операций. Информация, содержащаяся в реестре, дает возможность проверить, выполняются ли необходимые меры безопасности при работе с грузоподъемными машинами.
Порядок ведения этого реестра и внесения в него данных о подъемной технике определены отдельным нормативным документом – приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495. Согласно части 15 приложения № 1 к этому приказу, постановке на учет подлежат следующие виды таких машин:
- места для работы подъемного крана;
- участки механизации;
- транспортные участки или гаражи для хранения и обслуживания автомобильной техники;
- объекты, на которых выполняется работа с применением подъемных сооружений;
- производственные цеха, помещения или участки;
- канатные дороги;
- фуникулеры;
- выделенные участки метрополитена, на которых эксплуатируется подъемная техника. При отсутствии границ выделенных участков опасным объектом становится весь метрополитен.
Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин
Поскольку любая техника, используемая для подъема грузов, представляет собой потенциальный фактор риска, при организации ее работы нужно соблюдать правила эксплуатации грузоподъемных кранов или другого оборудования. Они сформулированы в отдельном правовом документе – приказе Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533. Этот приказ имеет статус Федеральных норм и правил и обязателен к исполнению всеми предприятиями, осуществляющими эксплуатацию таких механизмов.
Подготовка оборудования к работе
Основной принцип подготовки техники к работе заключается в выполнении всесторонней проверки ее работоспособности, которая проводится для минимизации риска аварий или других форс-мажорных ситуаций. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных устройств указывают, что перед началом работы нужно убедиться в том, что:
- все подъемные и стопорные приспособления работают без сбоев;
- целостность окрашенных поверхностей не нарушена;
- механизмы и устройства имеют достаточное количество смазки для обеспечения нормальной работы;
- комплектность техники соблюдена, то есть не наблюдается отсутствия важных узлов или деталей;
- на пути движения техники отсутствуют посторонние предметы или другие препятствия.
Для проверки работоспособности техники проводится ее холостой запуск, в процессе которого контролируется работа оборудования. При выявлении посторонних шумов, нарушении плавности хода, резких движений и других признаков неисправностей работу оборудования нужно остановить и разобраться в причинах проблемы.
Требования к работникам, осуществляющим эксплуатацию техники
Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных кранов обеспечивается не только нормальной работой машины, но и правильными действиями персонала, который владеет навыками ее использования и в состоянии обнаружить признаки неисправности. Пункт 26 приказа № 533 устанавливает следующие требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин, предъявляемые к работникам предприятий:
- прохождение обучения на право эксплуатации таких машин, подтвержденное выдачей действующего удостоверения установленного образца;
- знание признаков неисправности техники, а также наличие информации о том, что запрещается при эксплуатации грузоподъемных механизмов;
- информирование непосредственного руководителя в случае обнаружения таких признаков;
- знание порядка действий в случае аварии на объекте;
- соблюдение требований Федеральных норм и правил безопасности в ходе работы.
К сотрудникам, которые производят монтаж, пусконаладку, ремонт и другие важные работы с грузоподъемными механизмами, предъявляются дополнительные требования. Они перечислены в разделе 20 приказа № 533. Контроль их выполнения осуществляет ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов.
Правила эксплуатации техники
Основные требования к безопасности эксплуатации оборудования, предназначенного для подъема грузов и иных объектов, сформулированы в пункте 23 приказа № 533. Они указывают, что ввод в эксплуатацию грузоподъемных механизмов и другие операции должны осуществляться с соблюдением следующих правил:
- поддержание оборудования в работоспособном состоянии, включая выполнение своевременного контроля и технического обслуживания машин, а при необходимости – планового и экстренного ремонта;
- соблюдение требований к нагрузке и порядку эксплуатации машин, установленных производителем;
- запрет на эксплуатацию оборудования при выявлении признаков неисправности самой техники или инфраструктуры, необходимой для ее использования по назначению;
- определение круга лиц, ответственных за соблюдение правил безопасности при организации работ с применением таких машин;
- определение порядка допуска работников к эксплуатации техники и контроль его выполнения;
- наличие на рабочих местах сотрудников инструкций по эксплуатации техники;
- наличие эталонных грузов с соответствующими характеристиками для выполнения плановых испытаний машин.
Если организация в ходе работы имеет регулярную потребность в ремонте техники, в ее составе должно действовать профильное подразделение. Оно обязано иметь необходимые устройства для измерения, ремонтную технику и подготовленный персонал, способный выполнять такие операции. Технический надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и другого оборудования производят инспекторы уполномоченных государственных органов.
Документы для законной эксплуатации ГПМ
Правильный порядок эксплуатации ГПМ на промышленных предприятиях требует обязательного присутствия требуемой документации. Список документов, которые должны присутствовать в организации, использующей такие опасные объекты, включает следующие позиции:
- техническая документация на оборудование, предоставленная производителем;
- документ о прохождении обязательной оценки соответствия нормативам технического регламента ТС 010/2011, а также других нормативных документов в соответствии с типом объектов;
- свидетельство о регистрации опасного объекта, подтверждающего внесение информации о нем в Единый реестр ОПО;
- положение о производственном контроле на предприятии, разработанное согласно требованиям 116-ФЗ и утвержденное руководителем организации;
- положение о порядке расследований причин аварий и других инцидентов;
- инструкции по эксплуатации техники для работников, включая инструкции о правилах поведения в случае аварии;
- полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта на случай аварии;
- протоколы аттестации и удостоверения по промышленной безопасности, полученные работниками предприятия, допущенными к эксплуатации, пусконаладке, ремонту и другим операциям с оборудованием;
- заключения промышленной безопасности на оборудование – в случаях, предусмотренных пунктом 260 приказа № 533;
- документация о прохождении технического освидетельствования оборудования в установленные сроки.
При организации отдельных типов работ предприятию потребуется оформление дополнительной документации. Например, при выполнении погрузочно-разгрузочных операций обязательна подготовка технологических карт, описывающих порядок действий в таких обстоятельствах.