Ayaklimat.ru

Климатическая техника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие навыков социально-бытовой адаптации у детей с ОВЗ. »

«Развитие навыков социально-бытовой адаптации у детей с ОВЗ.»

Доклад можно использовать в работе воспитателей в коррекционных школ.

Содержимое разработки

ГКОУ РО «Центр образования детей с ОВЗ» г. Новошахтинска.

«Развитие навыков социально-бытовой адаптации у детей с ОВЗ.»

Воспитатель : Брюховецкая Т.А.

Развитие навыков социально-бытовой адаптации у детей с ОВЗ

Социальная адаптация (интеграция в общество) предполагает социальную реабилитацию ребенка с ОВЗ в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той среды, в которую он интегрируется. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего количества населения. С недостатками интеллекта рождаются 3 % детей и 10 % детей — с другими психическими и физическими отклонения. Всего в мире — 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Эти дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их развивающиеся сверстники. Дети затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У воспитанников значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, проблемы эмоционально — личностного развития, дети подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана, воспитать у детей полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка. Позволяет ему органично вписаться в общество, раскрывая творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формируя прилежание к труду, воспитывая трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), что позволяет решить проблему их социальной адаптации. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками

Социально-бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации учебно-воспитательного процесса в нашей группе. На занятиях дается детям определенная система знаний и начинается формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у ребят полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

На занятиях детям:1. прививались навыки самообслуживания, включавшие в себя: одевание, раздевание, еду, уход за телом и т.д.; 2. развивались коммуникативные навыки общения с детьми и взрослыми;

3. систематизировались представления детей об окружающем мире,

4. анализировалось расположение различных предметов в пространстве;

Работа проводилась по следующим направлениям:

Навыки приема пищи:

1. Уметь различать и называть предметы необходимые для приема пищи (ложка, вилка, кружка, чашка, блюдце, скатерть и т.д.).

2. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, сервировать стол перед едой.

3. Во время приема пищи сформировать навыки пользования ложкой, вилкой.

4. Уметь есть опрятно, не разливая и роняя пищу.

5. Уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет.

6. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты.

Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

Гигиенические навыки.

1. Учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, зубы, уши, руки, ноги, пальцы).

2. Знать предметы гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, душ, полотенце и пр.).

3. Сформировать представление у детей о том, что надо быть чистым – красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.

4. Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем.

5. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу и полотенце.

Навыки опрятности:

1. учить накрывать на стол перед едой;

2. во время еды аккуратно есть пищу;

3. пользоваться салфеткой;

4. вытереть или вымыть посуду;

5. в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать их насухо полотенцем;

6. при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду;

7. аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде;

8. в игровой комнате помогать убирать на место игры и игрушки;

Навык раздевания – одевания:

1. сформировать умения различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготки, майка, рубашка и т.д.);

2. закрепить навык одевания и обувания при участии педагога;

3. научить складывать одежду и обувь;

4. научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки;

5. различать обувь для правой и левой ноги;

6. уметь самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнии, кнопки);

7. учить следить за своим внешним видом;

8. учить пользоваться носовым платком.

Навык адекватного поведения:

1. учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми;

2. научить детей взаимовыручке и помощи друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания;

3. за столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды;

4. выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь;

5. вместе садиться за стол и по окончанию трапезы вместе выходить из-за стола;

6. в помещении и на улице не сорить, не кричать.

Формирование навыков самообслуживания включали следующие этапы:

— создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

— игра с куклами или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем);

— демонстрация действия педагогом (показ на себя и комментирование каждого действия);

— совместные действия педагога с ребенком;

— действия ребенка по подражанию действиям взрослого;

— самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности и комментирование поэтапного выполнения действия самим ребенком).

Проведённая работа подтвердила и позволила сделать следующий вывод, что в ходе проведения коррекционных занятий были определены и обоснованы приоритетные направления социальной реабилитации детей с ОВЗ:

— комплексные занятия, включающие в себя развитие, как двигательных функций, так и всех психических процессов;

— работа с семьей,

— развитие социально — бытовых способностей детей,

— формирование у детей с ОВЗ уверенности в своих силах и возможностях.

-75%

Адаптация новых сотрудников: 3 подхода

Адаптация – это процесс приспособления сотрудника к работе в новой организации. Каждый человек, студент или опытный работник, испытывает стресс при смене работы. Людям свойственно переживать, справятся ли они, смогут ли наладить отношения с коллегами, как будет складываться взаимодействие с руководством. Мало кто может сразу включиться в работу, на привыкание к новому месту, согласно исследованию Superjob, требуется от одного до четырех месяцев.

Читайте так же:
Указатели мест установки пожарной техники

Для работодателя важно, чтобы адаптация новых сотрудников была быстрой и безболезненной. Согласно исследованию, только 27% компаний организовывают пребординг новым сотрудникам ( процесс адаптации сотрудника к новым условиям ещё до его выхода на работу).

Большинство людей, уволившихся в первые 6 месяцев с начала работы, принимали решение об этом в первые 2-3 недели. Успешная адаптация персонала позволила бы избежать затрат на поиск и обучение сотрудников, взамен уволившихся.

Цели адаптации:

  1. Снижение издержек – чем быстрее сотрудник интегрируется в рабочую среду, тем быстрее станет работать эффективно.
  2. Сокращение текучки кадров: если новый сотрудник чувствует себя некомфортно на рабочем месте, он может начать искать новую работу. Если адаптация проходит успешно, новый сотрудник быстро вливается в коллектив и шанс того, что он задержится в компании минимум на три года увеличивается на 69%.
  3. Экономия времени непосредственного руководителя: адаптация по определенному алгоритму помогает разным отделам организации лучше взаимодействовать для погружения новичка в рабочую среду.
  4. Уменьшение уровня стресса у нового работника.
  5. Повышение уровня удовлетворенности работой у сотрудника.

Что влияет на адаптацию?

  • Открытость компании к приходу новичков в коллектив.
  • Размер организации: в маленькой организации адаптация новых сотрудников менее формализована.
  • Корпоративная культура – насколько она открыта, логично выстроена, есть ли готовые алгоритмы интеграции.
  • Психологический климат в коллективе, в доброжелательной обстановке адаптация проходит быстрее.
  • Навыки управления, как у непосредственного начальника, так и у высшего руководства.
  • Мотивация нового сотрудника – настроен ли он на краткосрочное сотрудничество или планирует работать как можно дольше.
  • Должность – большая ответственность и внушительный объем работы предполагают длительный период приспособления.
  • Личностные особенности новичка – эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, образование, квалификация.
  • Соответствие навыков и профессиональных компетенций занимаемой должности.

Виды адаптации:

Адаптация может быть первичной, если сотрудник впервые в жизни приступает к работе, и вторичной, когда у него уже есть трудовой опыт. Однако, это деление не охватывает все направления, по которым проходит приспособление сотрудников к новой среде. Если рассмотреть этот процесс более детально, можно выделить следующие виды адаптации:

1. Социальная адаптация – знакомство с «атмосферой компании», интеграция в социальную среду, принятие норм поведения, активное взаимодействие с этой средой.
2. Производственная адаптация – включение сотрудника в процесс производства, изучение трудовых норм и производственных условий, сюда можно отнести привыкание к новой технике и программному обеспечению, изучение CRM-системы.
3. Профессиональная адаптация – приобретение новых знаний и умений, необходимых на новом месте работы, оценка перспектив роста, возможность обучения и повышения квалификации.
4. Физиологическая адаптация – приспособление к новым условиям работы, графику, нагрузкам.
5. Психологическая адаптация – построение отношений с коллективом и руководством.
6. Организационная адаптация – изучение механизмов взаимодействия в организации: к кому можно обратиться с тем или иным вопросом, кто кому подчиняется. Ее итог – четкое понимание своего места в структуре компании.
7. Экономическая адаптация – процесс привыкания к системе материального стимулирования, уровню оплаты.

Три подхода к адаптации

1. «Оптический» – «вы работайте, а мы на вас посмотрим»

Этот подход нельзя назвать удачным. Работодатели, выбирающие его, предпочитают обсуждать заработную плату и обязанности сотрудника после того, как посмотрят на него в деле. Обучения практически нет, новичок сразу приступает к работе. Если он не подойдет, нанимают другого. Для нового сотрудника это может обернуться разочарованием и ощущением ненужности.

2. «Армейский» – «тяжело в учении, легко в бою»

Испытательный срок становится настоящим экзаменом на выживание – новичку дают сложные и ответственные задачи, но не объясняют, как их выполнять. В этих условиях остаются только самые целеустремленные. С сотрудником, который не подошел, расстаются и нанимают нового. Этот способ имеет негативные последствия: после зачисления в штат, новый сотрудник расслабляется или начинает «мстить». К новичкам в таких организациях относятся враждебно или стараются не замечать – неизвестно долго ли он продержится. Так попытка нанять самые лучшие кадры оборачивается в долгосрочной перспективе плохим отношением к работе и конфликтами в коллективе.

3. «Партнерский» – «мы поможем»

Этот подход – результат эффективной кадровой политики. Работодатель осознает, что идеальных кандидатов не бывает, не затягивает поиск, а выбирает на должность самого подходящего человека. Вход в работу максимально плавный – сотрудника обучают, знакомят с организацией, прикрепляют наставника, чтобы он мог задать ему свои вопросы.

Владимир Трофименко, генеральный директор представительства компании Mankiewicz в России и странах СНГ, Член Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России:

Адаптация новых сотрудников: 3 подхода - Этапы адаптации

Этапы адаптации нового сотрудника

1. Ознакомление

Обычно оно проходит в течение испытательного срока. Работник знакомится с целями и задачами компании, корпоративной культурой, коллективом. Он анализирует, совпадают ли его ожидания и карьерные цели с тем, что предлагает работодатель, и делает вывод – оставаться ли работать в организации.

Работодатель же оценивает потенциальные возможности и профессиональные компетенции, чтобы понять, подходит ли работник для этой должности. В зависимости от принятого решения, кадровая служба готовит документы о приеме нового сотрудника в штат или об увольнении.

2. Приспособление

Эта стадия длится от месяца до года. Ее продолжительность зависит от сложности работы, предполагаемого уровня ответственности, той помощи, которую оказывают сотруднику коллеги, подчиненные, руководство и кадровая служба. Быстрее всего адаптируются кладовщики (27 дней), у офис-менеджеров и секретарей этот процесс занимает 46-47 дней. Менеджеры по продажам, бухгалтеры и руководители привыкают к новому месту работы за 80-82 дня. Дольше всех адаптируются программисты (102 дня) и сотрудники кадровой службы (100 дней).

3. Ассимиляция

Работник принят коллективом и хорошо осознает свое место в команде. Его эффективность повышается. На этом этапе сотрудник может сам определять, какие задачи важные и приоритетные, а какие – рутинные.

Ранее сайт Job.ru (ныне hh.ru) проводил опрос » Кто чаще помогает новичку быстрее вписаться в новый коллектив, освоить новые задачи» и вот его результат:

Читайте так же:
Продажа и установка бытовой техники

Кто помог адаптироваться

Адаптация новых сотрудников: как ускорить

Найм сотрудника – длительная и сложная процедура. Работник еще не приступил к своим обязанностям, а в него уже вложены финансовые и временные ресурсы. Любой работодатель заинтересован в том, чтобы адаптация новых сотрудников проходила как можно быстрее. Что для этого можно предпринять:

1. Разработать план адаптации

Это пособие для кадровой службы и руководителя новичка, где поэтапно отражены мероприятия по введению сотрудника в курс дела. Сюда можно включить:

  • Ознакомительную экскурсию. Не стоит пренебрегать этим, часто сотрудник стесняется спросить, где находится столовая или комната отдыха.
  • Внутренние правила и нормы: режим труда и отдыха, правила пользования мобильным телефоном в рабочее время, график совещаний и мероприятий по тимбилдингу, принятый в компании дресс-код.
  • Прием сотрудника на работу: подписание трудового договора, выпуск приказа о приеме на работу, запись в трудовой книжке.
  • Знакомство сотрудника с тем, как происходит обмен информацией в компании: через мессенджеры, почту или с помощью CRM-системы, а также выдача логина и пароля от корпоративной почты.

Любая компания развивается, вместе с ней меняются и регламенты, поэтому план нужно периодически актуализировать: убирать лишнее и дополнять новой информацией.

2. Провести обучение или тренинг

Это могут быть мероприятия, разработанные для обучения новых сотрудников или общие занятия для всех работников. Они могут быть индивидуальными или групповыми, например, готовый вводный видео-курс в корпоративной системе обучения.

3. Прикрепить наставника

Именно наставнику новый сотрудник может задать любые вопросы по организации работы, коммуникации с другими отделами и прочим важным нюансам.

4. Наладить общение с непосредственным руководителем

Новичок должен получать обратную связь от своего начальника. Возможно, на это стоит выделить специальное время, когда можно будет задать все вопросы и получить отзыв о своей работе. Руководителю важно обратить внимание на признаки дезадаптации в поведении сотрудника:

  • снижение работоспособности в течение последнего времени;
  • плохие отношения с коллективом;
  • пренебрежение нормами корпоративной культуры;
  • нарушения дисциплины;
  • зависимость от наставника или руководителя;
  • снижение мотивации.

5. Включить новичка в жизнь коллектива

Нужно обязательно представить сотрудника коллективу, рассказать, что будет входить в его обязанности, по каким вопросам к нему можно будет обращаться. Если организация большая, лучше продублировать эту информацию в рассылке по электронной почте.

Также для этого подходят мероприятия по тимбилдингу. Новичок может проявить себя в спортивных состязаниях или творческих проектах. Не все готовы сразу активно включаться в корпоративную жизнь, но если человек проявляет инициативу – нужно дать ему эту возможность.

Адаптация новых сотрудников: 3 подхода - Жизнь коллектива

Анна Леонова, сотрудник отдела мотивации и адаптации персонала ICL Services:

Резюмируем

Адаптацию нельзя рассматривать как процесс обучения новой работе. Она предполагает погружение сотрудника в новую среду, понимание им правил поведения, взаимодействие в коллективе, принятие корпоративных норм, установку отношений с коллегами и партнерами.

Процесс адаптации обоюдный: организация оценивает сотрудника, а сотрудник – организацию. На поиски подходящего специалиста, особенно высококвалифицированного, тратится много времени, поэтому каждый работодатель заинтересован в том, чтобы сотрудник как можно быстрее начал работать с максимальной эффективностью и приносить пользу.

Адаптация новых сотрудников может идти по-разному: где-то новичка бросают в гущу событий, надеясь, что он разберется сам; где-то относятся бережно, чтобы стресс, который испытывает сотрудник, был минимальным.

Важно понимать, что длительность адаптации не совпадает с длительностью испытательного срока, она может занимать до четырех месяцев и более. Ускорить ее поможет разработанный план адаптации, прикрепление наставника, система тренингов и корпоративного обучения.

Социально-бытовая адаптация

Программа «Социально-бытовой адаптации» разработана с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, сенсорного, умственного, эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, структуры и степени выраженности дефекта, предназначена для реализации в дополнительном образовательном учреждении (МБОУ ДО РЦДТ), где созданы все условия для полноценных занятий с детьми ОВЗ.

Данной программой предусмотрено, что параллельно с формированием социально-бытовых представлений и навыков, ребята получают другие важные сведения, умения, навыки, представления и личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции. Особое внимание уделяется выработке социальных форм поведения, навыков самообслуживания, сенсорному и речевому развитию.

Важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность. Образовательный процесс, который имеет целью формирование системы жизненно необходимых умений и навыков, должен протекать в условиях конкретных ситуаций.

Педагоги

Педагог дополнительного образования — Мелякова Наталья Геннадьевна

Расписание

Формы и режим занятий

Форма проведения занятий: аудиторные

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.

Форма обучения: очная

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.

Всего за год 36 академических часов.

Содержание программы

Разделы:

  1. Водное занятие;
  2. Культура поведения и общения;
  3. Жилые помещения;
  4. Безопасность жизнедеятельности;
  5. Здоровье и физическое развитие;
  6. Питание;
  7. Одежда и обувь;
  8. Ориентирование в окружающем;
  9. Отдых и досуг;
  10. Заключительное занятие.

Цели программы

Педагогическая поддержка социально-бытовой адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Результат программы

Личностные результаты:

  • проявляет интерес к взаимодействию в системе социально-бытовой ориентации;
  • положительно относится к образовательному учреждению, к социально-бытовой деятельности;
  • положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения в повседневной жизни;
  • осознает свою национальную принадлежность;
  • уважительно относится к своей Родине и ее символике;
  • понимает чувства других людей;
  • проявляет доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

Метапредметные результаты:

  • корректно выражает свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, опасение и т.д.;
  • проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • сотрудничает с детьми и взрослыми в разных ситуациях.

Предметные результаты:

  • узнает и определяет объекты окружающей действительности;
  • группирует и классифицирует предметы;
  • владеет социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
  • выполняет словесные поручения взрослого;
  • применяет правила, установленные на занятиях, и выполняет инструкции;
  • применяет установленные правила в планировании способа решения поставленной задачи (с поддержкой взрослого);
  • выбирает действия в соответствии с поставленной задачей (при руководстве взрослого);

Особые условия проведения

Набор детей осуществляется на основании заявления родителей и заключения ПМПк.

Материально-техническая база

Средства, необходимые для реализации данной программы:

  • мягкий модуль;
  • небольшой ковер;
  • детский набор посуды;
  • клеенка (индивидуально для каждого ребенка);
  • фартуки;
  • нарукавники (индивидуально для каждого ребенка);
  • зеркало;
  • предметы гигиены (мыльница, мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло, зубная паста, зубные щетки, футляры для зубных щеток, расчески (индивидуально для каждого ребенка);
  • предметы быта (картинки с изображением предметов и их контуров, геометрических форм) и т.п.;
  • сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайка и др.);
  • детские наборы бытовых инструментов;
  • разбрызгиватели воды;
  • тазики;
  • сушилка для развешивания мелкого белья;
  • прищепки;
  • игрушки – копии бытовых приборов (пылесос, стиральная машина, миксер и т. п.);
  • наборы цветной бумаги и картона разной плотности;
  • клей, кисточки для клея, стаканчики под кисточки, тряпочки, дощечки для работы с клеем;
  • наборы природного материала (шишки, желуди, высушенные листья и цветы, плоды различных растений, соломка и др.);
  • рамки М. Монтессори;
  • дидактический материал и игрушки с липучками, кнопками, пуговицами, крючками, молниями и т. п. (например, напольный ковер с различными карманами, по-разному застегивающимися);
  • рамки для детских работ;
  • атрибуты для проведения ремонта детских книг;
  • иголки (большие деревянные и пластмассовые с широким ушком);
  • толстые нитки, шнуры;
  • разделочные доски; формочки для теста (детские наборы); бросовый материал (скорлупа, нитки и т. п.);
  • ткани различной фактуры; ножницы с закругленными концами;
  • детские инструменты из дерева и пластмассы (молоток, отвертка, гаечный ключ и др.);
Читайте так же:
Способы установки встраиваемой техники

Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы, стулья, стеллаж, мягкие модули, ковер.

Социально-бытовая адаптация несовершеннолетних с нарушениями аутистического спектра

Социально-бытовая адаптация несовершеннолетних с нарушениями аутистического спектра. Нигаматуллина Л.Ф., воспитатель. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Лангепасский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», г.Лангепас.

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности развития навыков социально-бытовой ориентировки несовершеннолетних с расстройствами аутистического спектра. Проблема, о которой идет речь, очень актуальна на сегодняшний день. Увеличение численности детей с нарушениями аутистического спектра характерна для города Лангепаса. На этой основе, разработана программа комплексного сопровождения детей с нарушениями аутистического спектра «Особый мир».

РАС — расстройство аутистического спектра

Депсоцразвития — Депортамент социального развития

БУ – бюджетное учреждение

КПК – курсы повышения квалификации

Убеждённость в абсолютной ценности, способности к развитию каждого ребенка вне зависимости от его индивидуальных особенностей способствуют поиску эффективных методов и приемов работы с детьми с нарушениями аутистического спектра.

Проблема увеличения численности детей с нарушениями аутистического спектра характерна для города Лангепаса. На социальном обслуживании в учреждении находятся 48 несовершеннолетних с РАС и другими ментальными нарушениями

Во исполнение плана мероприятий Депсоцразвития Югры по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в БУ «Лангепасский реабилитационный центр» с 2017 года проводятся мероприятия по разработке программы комплексного сопровождения детей с нарушениями аутистического спектра «Особый мир». Суть программы заключается в обобщении имеющегося опыта по коррекции нарушений аутичных детей и выстраивании эффективного комплексного социального сопровождения данной категории детей и оказание квалифицированной помощи их семьям.

Особенностью программы является распределение материала не по годам, а по ступеням. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждой ступени строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин (структуры нарушений, уровня формирования коммуникативных навыков).

Содержание программы
  1. Подготовительный этап
  • формирование целевой группы программы;
  • проведение комплексного психолого-педагогического обследования.
  1. Основной этап
  • обеспечение комплексной психолого-педагогической коррекции нарушений с учетом индивидуальных особенностей;
  • организация взаимодействия специалистов с семьей ребенка;
  • расширение межведомственного взаимодействия с целью организации просвещения, направленного на изменение отношения общества к детям с особыми потребностями.
  1. Итоговый этап (1 месяц):
  • обобщение опыта работы по обеспечению комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения аутистического спектра;
  • проведение экспертизы эффективности реализации программы.
Основные направления деятельности
  • Психологическая реабилитация (Развитие способности к эмоциональному контакту, развитие психических функций, повышения эмоционального тонуса, обеспечения информационной, психологической поддержки родителей.)
  • Педагогическая реабилитация (Развитие игровой деятельности, развитие коммуникативно-речевой сферы, социально-бытовое ориентирование.)
  • Двигательная реабилитация (Развитие крупной моторики и зрительно — двигательной координации, развитие мелкой моторики, знакомство со спортивными играми)
  • Социокультурная реабилитация (Занятия в кружках декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства, участие в культурно-массовых досуговых мероприятиях)
  • Профориентационная работа

Корректировка программы осуществляется в течение всего года с учетом обучения (КПК, семинаров, вебинаров), организованного центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» г. Москва.

Система и последовательность работы по социально-бытовой ориентировке несовершеннолетних представлена в следующих блоках:

  • Личная гигиена
  • Одежда и обувь
  • Питание
  • Жилище
  • Культура поведение
  • Торговля
  • Транспорт
  • Семья
  • Средства связи
  • Медицинская помощь

Ожидаемые результаты по усвоению детьми программного материала зависят от ступени. Если сказать на примере одного блока, например, Культура поведения: на первой ступене даются знания о правилах поведения за столом (аккуратно кушать, пользоваться чашкой, ложкой, уметь благодарить взрослых за оказанную им помощь). То во второй ступени добавляются знания правил поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине. На третьей ступени добавляются правила организованного коллективного поведения. Дальше правила поведения в гостях, культура общения и т.д.

Особенности социально-бытовой ориентировки детей с нарушениями аутистического спектра

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами. Иногда аутичный ребенок при случайных обстоятельствах может научиться довольно сложному действию самостоятельно, но крайне редко это получается у него через подражание другому человеку. Однако и в этом случае овладение навыком бывает сцеплено с конкретной ситуацией, и крайне затруднен его перенос в другую ситуацию. Часто ребенку мешают также нарушения тонкой моторики, мышечного тонуса, общая моторная неловкость. В связи с нарушениями социального поведения крайне трудно организовать саму ситуацию обучения. Аутичный ребенок может не выполнять инструкции, игнорируя их, убегая от взрослого или делая все наоборот. В то же время, если в норме дети часто овладевают многими умениями, подражая взрослым, действуя путем проб и ошибок, то аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное с взрослым, проживание повседневных бытовых ситуаций.

Неуспех может вызвать стойкий протест такого ребенка против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах. Необходимо также отметить, что трудности в адаптации аутичного ребенка к быту, его отказ что-то сделать часто связаны со страхами. Ребенок может бояться ходить в туалет из-за шума спускаемой из бачка воды, заходить в ванную из-за звуков в трубах, мыться, если вода однажды попала ему в глаза, одеваться, так как в прошлом испугался узкого воротника свитера, идти гулять, потому что боится соседской собаки или лифта. Негативизм может быть преодолен, если близкие понимают, что стоит за отказом ребенка; терпеливо ободряют его, подчеркивая какой он уже большой и сильный; дают ему возможность освоиться в пугающей ситуации. Можно объяснить, почему шумит вода, рассказать, как она идет к нам из реки и убегает в море, дать поэкспериментировать с краном. Можно научить ребенка пользоваться гибким шлангом, самому регулировать поток воды при мытье, помыть голову кукле. Можно вместе покататься на лифте.

Читайте так же:
Правильная установка сплит системы в квартире

Часто в отношениях между аутичным ребенком и взрослым существует опасность гиперопеки. Боясь потерять установившийся контакт, опасаясь деструктивного поведения со стороны ребенка или экономя время, взрослые нередко сами одевают и раздевают ребенка, угадывая его малейшее движение или настойчивый жест, дают ему предмет, который он может достать и самостоятельно. В норме дети в возрасте трех лет часто стараются отстоять свою самостоятельность, протестуя против вмешательства взрослого. Аутичный ребенок, напротив, старается привлечь помощь взрослого, легко становится зависимым от его поддержки и подсказки. Поэтому крайне важно создать у него ощущение успеха, силы и как можно раньше начать подключать его к наиболее легким операциям, подчеркивая, как у него хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест, чисто умывается и т. п. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка, например заставлять его надевать пугающий его свитер, наказывать его. При определенных обстоятельствах, на фоне высокой потребности ребенок может самостоятельно выполнить необходимые действия, даже несмотря на то, что его произвольное поведение недостаточно развито.

Занятия начинаются с простых упражнений, которые связаны с положительными эмоциями. В связи со склонностью детей к конкретному типу мышления и восприятия окружающего мира, им сложно манипулировать абстрактными образами, в связи с чем в работе используется принцип наглядности с последующим переносом зрительного образа в словесную форму.

С целью повышения эффективности коррекционной работы с детьми с РАС учреждением было приобретено и используется специалистами следующее оборудование:

  • Коммуникатор со съемными символами
  • Говорящий альбом
  • Настенный коммуникатор труба сенсомоторная
  • Конструктор – коммуникатор 7-уровневый
  • Расписание уроков настенное
  • Таймер с часами

Кроме того, в группе установлен бассейн с шариками, где ребенок может уединиться от сверстников, расслабиться, порелаксировать.

С целью обеспечения комфорта в группах созданы специальные уголки уединения, так называемая «Зона уединения». В каждой группе она оформлена по-своему. Я использую ширму. Она помогает ребятам жить в гармонии с собой. Здесь они находятся в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний.

Можно отметить положительные результаты: у 17 детей (100% от общего количества нуждающихся в социально-бытовой реабилитации) сформированы навыки самообслуживания, личной гигиены, бытового труда; у 2 детей навыки самообслуживания сформированы частично.

Социальная и бытовая адаптация и установки

В стремительно развивающемся современном мире, охваченном различными политическими, экономическими и социальными разногласиями, общество озабочено больше разделением ресурсов и динамикой курса валют, чем заботой друг о друге. Именно во времена таких кризисов наиболее остро ощущается необходимость общества в объединении, чтобы поддержать людей, которые в ситуации безработицы и утраты ценностных ориентиров находятся под влиянием психологических стрессов.

На современном этапе социально-экономического развития общества одно из ведущих направлений государственной политики по обеспечению достойного уровня жизни всех граждан Российской Федерации, наряду с развитием различных социальных объектов и подразделений таких как, многодетные семьи, сироты и пенсионеры, является адаптация инвалидов как наименее социально защищенной группы.

Проведенное исследование показало, что медико-социологический подход, являющийся ведущим в социальной политике нашего государства в XX веке, продемонстрировал свою неэффективность, так как не затрагивал духовную сферу личности, являющуюся стержнем ее жизненной устойчивости. В результате чего у инвалидов появилась потребительская установка в отношении общества, иждивенчество, нежелание и неумение трудиться, желание снять с себя ответственность за организацию своей жизни. Впоследствии у многих инвалидов появились большие психологические барьеры при взаимодействии с социумом, которые сформировались из незнания своих сил и страха перед обществом, с которым они взаимодействуют [3].

Именно поэтому в современном обществе чрезвычайно актуален социокультурный подход, ориентированный на реабилитацию духовного мира инвалидов, с целью вернуть им ощущение полноценной жизни даже при ограниченных физических возможностях. Сегодня проблема социокультурной адаптации в научной литературе рассматривается в нескольких направлениях: терапия природными материалами, театртерапия, танцтерапия, арт-терапия, библиотерапия, терапия спортом, музыкотерапия и др.

Современные взгляды на проблемы социальной адаптации при изменяющихся условиях жизнедеятельности индивида и социума нашли свое отражение в работах различных российских исследователей: З. Голенковой, Т. Вершниной, Л. Беляевой, Н. Римашевской. До них проблемами социальной адаптации за рубежом занимались Т.И. Заславская, Л.B. Корель, И.А. Милославова, М.В. Ромм и Ю.А. Урманцев.

Особый интерес для изучения процесса социальной адаптации представляют диспозиционная концепция В. Ядова и социокультурная концепция нетипичности Е. Ярской-Смирновой. Диспозиционная концепция связывает готовность личности к поведению в социальной ситуации в условиях предшествующей деятельности, в которых формируется устойчивая предрасположенность к реализации определенных потребностей объекта в сложившихся условиях [6]. Существенное влияние на понимание теоретической модели адаптации оказали труды Л. Корель, П. Кузнецова, исследовавшего социологическую теорию адаптации. И лишь небольшое количество работ посвящено практическим исследованиям социальной адаптации инвалидов: М. Латухи, М. Солонниковой, Х.К. Гасановой, П.В. Валиевой, Д. Стотта, С. Аревьева, Р. Даймонда, Т. Дорохиной, Р. Гайнутдинова, М. Битяновой.

Так, например, в работе Х.К. Гасановой и П.В. Валиевой отмечается тот факт, что вследствие существующих ограничений и барьеров, формируемых обществом относительно инвалидов, их относят в особую социально-демографическую группу [2]. Показателями которой являются: низкий уровень дохода, невысокая возможность получения места работы и образования отделяют инвалидов от общества в целом. Важнейшим условием достижения социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. В связи с чем необходимо осуществлять системный переход от отдельных видов помощи инвалидам к более качественным методам, формирующим у них навыки социального взаимодействия и активной жизненной позиции.

Интересна с точки зрения данного исследования работа Л.Ф. Сербиной, которая выявляет отличия в самооценке работающих и безработных инвалидов [5]. Так безработные считают себя более «несчастными» (63,5 %, а в среднем у инвалидов 44,2 %), «пассивными» (соответственно 56,2 % и 28,4 %), «грустными» (40,9 % и 29 %). Одиноким инвалидам сложнее адаптироваться в обществе, хотя в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Именно поэтому, в первую очередь инвалидам необходима психологическая помощь. Их плохое морально-психологическое состояние, как и у всех людей, объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в стране, тревога и страх за будущее, неуверенность в завтрашнем дне. Сочетаясь с материальным неблагополучием, это приводит к тому, что малейшие проблемы вызывают у инвалидов сильный стресс.

Читайте так же:
Скрытая система видеонаблюдения для квартиры установка

Таким образом, можно резюмировать, что в настоящее время процесс социальной адаптации инвалидов затруднён, поскольку: удовлетворённость жизнью у инвалидов низка; самооценка имеет отрицательную динамику; существуют значительные проблемы во взаимоотношений с окружающими; эмоциональное состояние характеризуется тревожностью, неуверенностью и пессимизмом.

Для изучения заданной проблемы, может быть применим аксиологический подход, изучающий ценности, потребности и интересы исследуемой группы.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: «общие», т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и «особые», т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. К «особым» потребностям инвалидов можно причислить следующие: в восстановлении нарушенных способностей к различным видам деятельности; в самостоятельном передвижении; в межличностном общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сфер; в возможности получения образования; в трудоустройстве; в комфортных жилищно-коммунальных условиях; в социально-психологической адаптации; в материальной поддержке [1].

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех реабилитационных мероприятий для инвалидов.

Социокультурная реабилитация – комплекс методов и мер культурологической направленности, ориентированный на возвращение индивида в активную социальную жизнь, создание психологических условий для личностного роста, способствующий восстановлению и развитию индивидуальных качеств личности.

Искусство способствует развитию разнообразных познавательных навыков, повышению уровня самооценки личности, творческому самовыражению, развитию навыков общения, формированию активной жизненной позиции. Мероприятия по социокультурной реабилитации инвалидов могут включать: художественные концерты; обучение основам работы на ПК; выставки изобразительного творчества; занятия в музыкальном или драматическом кружке; занятия в школе ремесел; занятие в студии рисования; занятия вокальной студии; занятие в кружках рукоделия; занятия в хореографической студии.

К организации крупных мероприятий (фестивалей, концертов) могут привлекаться такие специалисты как, социальные работники, врачи, психологи, работники культуры и др.

Проведенный анализ зарубежного опыта реабилитации инвалидов показал, что на Западе особой популярностью пользуются такие формы содействия социокультурной реабилитации как трудотерапия (Великобритания), и также большой упор делается на оккупациональную терапию (терапию повседневными занятиями) (США). Инновационные для России методы реабилитации – театртерапия и оккупациональная терапия постепенно входят в обиход. Отдельное внимание стоит обратить на терапию физической культурой и спортом. Как показали параолимпийские игры, инвалидам доступен спорт в различных формах от «колясочного баскетбола» до конного спорта.

Социокультурная реабилитация у инвалида независимо от формы способствует формированию положительной самооценки, навыков межличностного общения, человек начинает менее болезненно воспринимать свое положение, все чаще проявляет жизненную активность, раскрывается его личностный потенциал. Наряду с этим следует учитывать тот факт, что социокультурная реабилитация успешно реализуется только при программе взаимодополняющих индивидуальных и групповых занятий, направленных на решение конкретно поставленной цели в определенный специалистом период времени.

В процессе исследования нами было проведено анкетирование, с целью анализа доступности среды г. Владивостока, в том числе культурно-досуговой жизни и информированности инвалидов о существующих событиях и переменах в городе.

Во Владивостоке на сегодняшний день проводятся различные культурно-досуговые мероприятия для инвалидов-колясочников, такие как: конкурсы красоты, спортивные состязания и тренировки, конкурсы талантов, можно выучится в автошколе и участвовать в автопробеге, посещать театр оперы и балета или цирк, а летом отправится в палаточный реабилитационный лагерь «Инвалето».

По итогам проведенного эмпирического исследования было выявлено, что:

– большинство респондентов считают, что в городе оснащение объектов социального устройства для доступа к ним практически не осуществляется (67 %);

– труднодоступными в настоящий момент являются: государственные учреждения (82 %), учреждения культуры (78 %), предприятия здравоохранения (76 %), реабилитационные учреждения (68 %);

– к числу недоступных, но необходимым для людей с ограниченными возможностями были отнесены услуги спорта (45 %), комплексной реабилитация на дому (36 %) и занятости населения (45 %);

– большинство инвалидов трудоспособного возраста, не имеют постоянного места работы (60 %);

– существует острый дефицит информации об изменениях нормативно-правовой базы (74 %), о действующих правах и льготах (95 %), о возможностях приобретения технических средств реабилитации (78 %) и об учреждениях, предоставляющих необходимые реабилитационные услуги (67 %);

– лучшим каналов распространения информации для инвалидов является Интернет, так как он удобен, быстр и экономически выгоден (51 %);

– самыми недоступными объектами для инвалидов является: посещение общественных мест (42 %), а также путешествия и туризм (42 %).

Таким образом, в современных условиях нельзя говорить о возможности для полноценной социальной интеграции, доступности досуга, спорта, туризма, культурного отдыха и пр. мероприятий инвалидов, существуют серьезные ограничения, так как окружающая среда еще недостаточно адаптирована для них.

Поэтому, как отметило большинство респондентов, в качестве рекомендаций на первом месте стоит именно создание доступной среды, а на втором трудоустройство. Потому как возможность в свободном и самостоятельном передвижении решит множество проблем, которые стоят перед инвалидами сегодня. В-третьих, необходимо вести информирование инвалидов о доступных объектах инфраструктуры. В- четвертых, организовать единый банк данных об инвалидах и их проблемах. В-пятых, провести работу по корректировке законодательной базы совместно с инвалидами-колясочниками. Далее, нужно расширить круг услуг социального обслуживания, заняться переподготовкой и повышением квалификации кадров, установить достойную оплату труда для специалистов этой сферы.

Активное участие инвалидов г. Владивостока показало, что большинство из них желает и, главное, может приносить пользу обществу. Они с огромным удовольствием ходят в театр и занимаются спортом, стремятся к саморазвитию и хотят показать всем, что способны на многое. У человека с ограниченными возможностями существует нереализованная потребность в социокультурной деятельности. А в осуществлении данной потребности велико значение культурно-досуговых учреждений, осуществляющих социальные и социокультурные функции, именно поэтому, тесное сотрудничество с ними это необходимость для успешной реабилитации инвалида.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector