Ayaklimat.ru

Климатическая техника
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка (психология)

Установка (психология)

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличием у субъекта потребности в ее удовлетворении. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление.

Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п. Кроме этого, большое внимание установкам, в особенности роли установок в познании уделял С.Л.Рубинштейн. В его работах понятие установки связано с понятиями Бессознательное.

Содержание

Развитие теории установки

Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности. Он пытался объяснить явления восприятия, как отражения действительности, и поведение живого существа. Постепенно становилось очевидным, что рассматриваемые теорией установки факты и закономерности по своей природе общепсихологические. Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции.

Уточнение термина Установка

Установка имеет трёхчастную структуру: 1) аффективный компонент (чувственный образ); 2) поведенческий компонент (действия по отношению к предмету оценивания); 3) когнитивный компонент. [источник не указан 275 дней]

Ученики Д. Н. Узнадзе Т. Т. Иосебадзе, Т. Ш. Иосебадзе характеризуют установку как «конкретное состояние целостного субъекта, его модус, определённую психофизиологическую организацию, его модификацию в той или иной конкретной ситуации, готовность к совершению определённой деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности. Являясь отражением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего), а также будучи целостным состоянием субъекта, установка предстаёт в качестве опосредствованного звена, „принципа связи“ как между отдельными его состояниями, функциями, элементами (в интрасубъектной сфере), так и между этими последними (или же целостным субъектом) и транссубъектной реальностью. Установка содержит не только „каузальный“ (побуждение к деятельности, потребность), но и „целеподобный“ момент в виде общей проспективной неразвёрнутой модели будущей деятельности, своеобразно отражающей её конечный результат. Следовательно, установка как модификация целостного индивида, определяемая субъективным (внутренним — актуальная потребность, прошлый опыт, в его широком понимании, особенности данного индивида) и объективным (внешним — конкретная ситуация) факторами, отражает не только настоящее и прошлое, но и будущее.»

Несколько более чёткую позицию в данном вопросе занимает Ш. Н. Чхартишвили, разделяя установку на два типа: фиксированную и первичную. Они легко дифференцируются друг от друга, имеют разные свойства и функции. Также в данном направлении работал Шенцев.

Дополнительные понятия

Благодаря таким признакам как «двусторонняя детерминация», «принцип связи», «динамичность» и в то же время, «определенная устойчивость», «целостность» и т. д., установка в данном понимании больше соответствует роли системообразующего фактора, чем такие понятия, как «цель», «задача», «мотив» и т. д. (претендующие на эту роль). Понятие «установка» следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию — готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним. Поэтому мы можем иметь один, например, отрицательный аттитюд к какому-нибудь человеку, но множество (возможно даже исключающих друг друга) установок по отношению к этому индивиду для различных конкретных ситуаций (вспомним известный парадокс Ла Пьера, когда хозяин одной гостиницы, имея отрицательный аттитюд к китайцам, все же принимал их в своей гостинице). Таким образом, наличия какого-либо аттитюда недостаточно для того, чтобы имело место соответствующее ему поведение в данной конкретной ситуации, тогда как в подобном случае соответствующая установка непременно гарантирует свою реализацию (если только ситуация в ее психологическом смысле не изменена).»[2]

Виды установок

Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.

Установка и трансформация понятия Бессознательное

Со временем в работах учеников Д. Н. Узнадзе отчасти трансформировалось и понятие бессознательного. В статье Ф. В. Бассина, А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия читаем: «бессознательное — это понятие во всяком случае гораздо более широкое, чем „психологическая установка“. Неоспоримо, однако, что в ряду форм конкретного выражения неосознаваемой психической деятельности психологическим установкам отводится очень важное место».[3] Эта мысль более конкретно выражена в работе А. Е. Шерозия, который следующим образом резюмирует свою позицию: «Интерпретируя теорию неосознаваемой психической установки, мы опираемся на трехчленную схему анализа человеческой психики «установка — сознание — бессознательное психическое», вместо двучленной «установка — сознание».[4] Таким образом, А. Е. Шерозия не отождествляет установку и бессознательное психическое, считая их отдельными, но взаимосвязанными реалиями. При этом установка, по А. Е. Шерозия, выполняет функцию связи между (а) психическим и транспсихическим, (б) отдельными сознательными психическими актами и (в) сознательными и бессознательными психическими процессами. Однако, при таком толковании, да и при других интерпретациях, объявление установки в качестве психической реальности, как нам кажется, является по меньшей мере непоследовательным шагом. А. Е. Шерозия утверждает, что связь между сознательно-психическим и бессознательным психическим опосредуется установкой, которая им объявляется психической реальностью. Подробнее см. реферат на эту тему [1]

Читайте так же:
Бытовые ультрафиолетовые установки для воды

Виды установок: 1 — социальная — готовность к восприятию и к действию в определенном ключе; 2 — моторная — готовность к действию; 3 — сенсорная — готовность воспринимать; 4 — умственная — готовность к определенным стереотипам мышления; 5 — диффузная — установка, сформированная субъектом при однократной встрече с объектом, явлением;

Обычно, чем сильнее эмоциональная реакция после события, тем сильнее закрепляется установка.

Связь понятия установка с другими психологическими феноменами

Глубинные механизмы функционирования многих психологических проявлений тесно связаны с концепцией установки. Так, предубеждение, или понятие «свой-чужой» опираются на подсознательно сформировавшуюся у человека внутреннюю норму. От этой нормы идёт обычно неосознаваемый отсчёт наблюдаемого «отклонения» — то есть оценка ситуации, как нормальной или девиантной (патологической, враждебной и т. п.). Феномен установки объясняет как смещаемость внутреннего эталона, которая обеспечивает способность человека адаптироваться к изменяющимся социальным и психологическим условиям среды, так и такие явления, как предубеждение, ксенофобия, национализм.

Психологические техники изменения установок

Психическая саморегуляция
Пособие по самопомощи (начало)1

Соловьева С.Л. (Санкт-Петербург, Россия)

Соловьева Светлана Леонидовна

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: 8 (812) 543-39-90.

Аннотация. Пособие посвящено изложению наиболее простых и эффективных техник психической саморегуляции, которые могут использоваться как для снятия стрессового состояния, так и для формирования более рационального стиля разрешения жизненных сложностей и проблем. Широкий диапазон приемов психической саморегуляции — от боевых искусств до нейролингвистического программирования — показывает некоторые общие основы саморегуляции и самоконтроля: техники релаксации, контроль дыхания, оперирование проблемными образами в субъективной психической реальности человека.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Управляешь собой — управляешь своей жизнью!

Место и роль психической саморегуляции в жизни человека очевидны, если принять во внимание, что практически вся жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, общения. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любой активности. Более того, все индивиду-альные особенности поведения и деятельности определяются сформированностью, содержа-тельными характеристиками процессов саморегуляции.

Среди множества применяемых психотехник обращают на себя внимание те, что рассчитаны на самостоятельное применение, на аутокоррекцию. Потребность в аутокоррекции вызвана спецификой современной жизни и является реакцией на информационное воздействие, часто агрессивное и стрессогенное. Представленные в пособии приемы ауто-психокоррекции — универсальные и общедоступные средства гигиены психического здоровья.

История формирования. «Функциональное совершенствование нервной системы человека в историческом аспекте постепенно повышало роль психических механизмов саморегуляции. И вот уже в Ветхом Завете устами пророка Иоиля формулируется простейшее правило самостоятельной психической мобилизации человека в борьбе с трудностями: «Слабый пусть говорит: «я силен»» (Иоил. 3.10).» [4, с. 142]. Почти два тысячелетия тому назад необычайно важную мысль о значении аутопсихотерапии как единственно эффективного средства борьбы с «душевными недугами» высказал Цицерон: «Наука об исцелении души есть философия, но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней, — нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим» [20]. Следует добавить, что в качестве исцеляющего средства философия фигурирует в приведенной цитате потому, что психология и психотерапия появились на много веков позднее.

В Индии, а впоследствии в Китае в технике единоборств применялась психологи- ческая подготовка, которая основывалась на сознательном контроле психического состояния. В Индии в процессе подготовки воин приобретал качества животных: кошки (мягкость), птицы (жесткость), змеи (гибкость). Совмещение всех трех образов давало «дракона», в котором сочетались все их достоинства. В Китае использовалась та же самая техника, те же три образа — правда, вместо кошки обычно была обезьяна. «Мягкий» (кошачье-обезьяний) компонент китайской практики выражен слабее всех остальных; наиболее значимой была «птица»: резкие, жесткие удары без прилипающего сопровождения, дальняя дистанция поединка. Каждый самурай проходил длительную интенсивную психологическую подготовку, овладевая методами психической саморегуляции, в основе которой лежит ощущение внутренней силы и связанного с ней чувства безопасности, неуязвимости. Извечные враги самураев — ниндзя — практиковали приемы психологического тренинга, направленные на осознание и переживание своей будущей смерти. Прочувствовать смерть, осознать и пере-жить весь ужас своего ухода из жизни было необходимо, чтобы перестать бояться чего бы то ни было. Перестав угнетать человеческое сознание, мысль о смерти давала возможность особенно остро чувствовать реальность происходящего. Формировался своеобразный кодекс мужества.

На островах Индонезии также использовалась психологическая подготовка, которая лежала в основе обучения воинов; завершающим этапом такой подготовки было форми-рование умения в нужный момент вызвать в себе боевой экстаз. Ко всем имеющимся у него навыкам боец добавлял разрушительную силу безумия. Надо сказать, что классические восточные единоборства также практикуют боевой транс, но в его основе лежит отрешен-ность, пустота. Известен также балийский неаффектированный боевой транс, во время которого происходило отреагирование эмоций, «сброс комплексов»; он выполнял важную целительную функцию, защищая воинов, по свидетельству международных медицинских организаций, от психических заболеваний. В настоящее время психологическая подготовка приобрела ключевое значение в специальных разведывательно-диверсионных подразделениях, имеющихся во всех армиях мира. Психологическая подготовка не только повышает эффективность военной деятельности, но и выступает средством профилактики нарушений здоровья. Если Запад при этом больше ориентирован на технологии, то Восток использует в первую очередь естественные возможности организма, усиленные за счет специальных упражнений.

Читайте так же:
Установка система отопления пластиковые трубы

Здоровье, в соответствии с высказыванием Цицерона, приходится каждому для себя открывать заново и самостоятельно. В России ценность здоровья традиционно является инструментальной ценностью, которая помогает добиваться других, более важных для человека целей: строить карьеру, воспитывать детей, зарабатывать деньги. Работа специалистов помогающих профессий начинается с преодоления этой установки у своих пациентов. Формой повседневной реализации самопомощи являются такие действия, как саморегуляция, самопрограммирование, самоконтроль. И этот навык следует рассматривать в качестве важнейшего человеческого приобретения в процессе развития. Эта особенность центральной нервной системы человека продолжает развиваться и совершенствоваться, постоянно актуализируется усложняющимися условиями жизни. Более того, есть основания полагать, что в настоящее время в недрах психотерапии начал формироваться самобытный раздел аутопсихотерапии и, в частности, весьма актуальный для нашего времени вариант — неотложная аутопсихотерапия.

Современное состояние проблемы. Нынешний акцент на здоровом образе жизни отражает то обстоятельство, что никогда ранее человек не был столь близок к тому, чтобы контролировать свое здоровье. Но, обязывая сам себя вести здоровый образ жизни, т.е. контролировать свое здоровье, человек возлагает на себя и подобающую ответственность. Традиционно здоровье определяется или наследственностью, или условиями окружающей среды (природной и социальной), или какой-то комбинацией, взаимодействием того и другого. Однако в условиях технологизации медицины и здравоохранения люди начинают воспринимать собственное здоровье как поддающееся контролю и направленному воздействию. Оно может поддерживаться и даже улучшаться благодаря соответствующим биомедицинским, социальным, психологическим технологиям. Медицинская практика в значительной мере строилась и строится на основе определенных технологий лечения. Однако сегодня и в медицине, и в биологии, и в обыденной жизни происходят качественные сдвиги — здоровье все больше и больше начинает пониматься как нечто, поддающееся технологическому манипулированию.

В широком смысле психическая саморегуляция рассматривается как один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности. Психическая саморегуляция включает управление поведением или деятельностью субъекта и саморегуляцию его наличного состояния.

Психическая саморегуляция — это целенаправленное психическое самовоздействие, регулирующее психическую деятельность, а через нее — всестороннюю деятельность организма: его процессов, реакций и состояний. Психическая саморегуляция представляет собой управление человека своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается при помощи воздействия человека на самого себя посредством силы слов (аффирмаций), мысленных образов (визуализации) и управления дыханием и тонусом мышц (релаксации).

Существуют и более узкие трактовки данного явления: «Психической саморегуляцией называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов» [1]. «Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний» [3]. Согласно В.И. Моросановой, под саморегуляцией понимаются «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечиваю-щие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия человека» [12, c. 8].

Общим для всех определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции, в первую очередь — приёмов психологического самовоздействия. Своевременную психическую саморегуляцию можно воспринимать как психогигиеническое средство, способное предуп-редить накопление перенапряжения, восстановить силы, нормализовать психоэмоциональное состояние и мобилизовать ресурсы организма.

Главными особенностями всех методов являются:

Выделение состояния человека в качестве объекта воздействия. При этом учитываются воздействия на основные уровни проявления его функционального состояния: физиологический, психологический и поведенческий.

Направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния.

Доминирование активной установки субъекта на изменение (регуляцию) своего состояния.

Обучение навыкам психической саморегуляции должно быть организовано в виде последовательных этапов овладения соответствующими внутренними навыками, что составляет основное содержание тренингов.

Эффекты психической саморегуляции:

Активация, связанная с повышением психофизиологической активности.

Восстановление, связанное с ослаблением проявлений утомления.

Успокоение, связанное с устранением эмоциональной напряжённости.

Психическая саморегуляция помогает выработать навыки управления вниманием, оперирования чувственными образами, регуляции мышечного тонуса и ритма дыхания, а также словесного самовнушения. Владение психической саморегуляцией помогает осуществлять целенаправленное программирование своего состояния как в ходе выполнения упражнений, так и на определенное заданное время после ее завершения.

Наиболее типичной, основной задачей, решению которой посвящены практически все методики саморегуляции, является снижение психофизиологической напряженности, выраженных стрессовых реакций и предотвращение их нежелательных последствий. Решение этой задачи достигается посредством обучения самостоятельному вхождению в состояние «релаксации» (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, расслабление) и достижения на его основе различных степеней аутогенного погружения, при переживании которых создаются благоприятные условия для полноценного отдыха, усиления восстанови-тельных процессов и выработки навыков произвольной регуляции ряда вегетативных и психических функций. По мнению ряда авторов, наблюдаемые в этих состояниях сдвиги в протекании физиологических и, прежде всего, нейрогуморальных процессов являются обратной копией ответа организма на стрессовую ситуацию. С этой точки зрения релаксационное состояние — «энергетический антипод стресса», рассматриваемый со стороны его проявлений, особенностей формирования и механизмов запуска. Осознанно управляя своей активностью, человек может выбирать наиболее эффективные способы восстановления ощущения психологического комфорта, не прибегая при этом к самодеструкции. Формирование осознанной, произвольной саморегуляции способствует восстановлению естественных адаптационных возможностей организма, более успешному взаимодействию человека с действительностью, гармонизации его Я-концепции.

Возможности психической саморегуляции:

снижение эмоционального и мышечного напряжения;

сглаживание выраженных стрессовых реакций;

избавление от чувства тревоги, беспокойства, страха, дискоординации в деятель-ности внутренних органов;

Психологические техники изменения установок

Думаю, вы уже не один раз слышали про ограничивающие убеждения. Об этом говорят вокруг психологи, коучи, бизнес-тренеры, блогеры.

Все говорят, как важно проработать свои ограничивающие убеждения. И если вы все еще не поработали над своими ограничивающими убеждениями, я вам предлагаю прочесть эту статью. Здесь вы сможете ознакомиться с техникой трансформации своих убеждений и попрактиковать ее. И так начнем…

Что же такое убеждения человека?

Я постараюсь сказать максимально простыми словами.

Читайте так же:
Пошаговая установка linux mint второй системой

Убеждения — это наши внутренние правила, по которым мы живем, действуем или не предпринимаем действий.

Убеждения отвечают на вопросы: Что делать? Как делать?

Убеждений может быть очень много: сколько людей столько и мнений.

Убеждения могут быть вдохновляющие и ограничивающие. В данной статье я делаю акцент именно на ограничивающие убеждения, так как именно они часто сдерживают нас от покорения различных вершин.

Примеры ограничивающих убеждений: большие деньги — большие проблемы; чтобы иметь много денег, нужно много работать; все мужчины — обманщики; дружбы между мужчиной и женщиной не существует; я никогда не смогу добиться успеха; успеха добиваются только путем обмана; я всегда все делаю в последний момент; я никогда не смогу выступать на публике и т.д.

Я думаю, вам стало понятнее, что же такое убеждения. Посмотрите на них еще раз, возможно какие-то характерны и для вас.

Откуда берутся эти убеждения?

Есть несколько источников их возникновения:

— авторитеты (родители, учителя);

— наш личный опыт;

Как же изменить свои убеждения?

Предлагаю вам 5 шагов для трансформации ограничивающих убеждений.

1. Распознать свои ограничивающие убеждения.

Есть общее правило: если в какой-то из ваших сфер жизни, что-то идет не так, как вам хотелось бы, то именно в этой сфере у вас есть ограничивающие убеждения.

Есть несколько вариантов, как распознать свои ограничивающие убеждения:

А) Ограничивающие убеждения часто сопровождаются такими ключевыми словами: не верю, не знаю, не смогу, никогда, никто, не получится, боюсь, сомневаюсь, должен, нужно, надо, всегда так, вечно… И дальше идет выражение: потому что, значит, и поэтому, а ….

Упражнение:

На листике бумаги напишите все предложения, которые приходят вам в голову, то, что вы часто произносите в своей жизни, используя ключевые слова сверху и добавляя конструкцию потому что, и поэтому.

Я не верю в дружбу между мужчиной и женщиной, и поэтому у меня нет друзей-парней.

Я не верю, что может быть баланс между работой и семьей, и поэтому нужно выбрать что-то одно.

Все мужчины — обманщики, потому что такие встречались на моем пути.

Б) Вспомните какой-то негативный опыт в свое жизни или ситуацию, когда вы допустили ошибку.

Ответьте на нижеприведённые вопросы:

— Почему все произошло именно так?

— Какие вы сделали выводы, после данного случая? В чем убедились? Что поняли?

— Как это повлияло на вашу жизнь сейчас?

Теперь, когда у вас есть список ограничивающих убеждений, вам будет легче обращать на них внимание и осознавать их. И вы будете знать, над чем же еще нужно поработать в себе.

2. Опровергнуть свои ограничивающие убеждения.

На данном этапе необходимо найти доказательства и примеры, которые опровергают ваши ограничивающие убеждения.

Например, у вас есть ограничивающее убеждение:

Я никогда не смогу добиться успеха, потому что я из деревни.

Вспомните всех, кто из вашего окружения добился по вашим оценкам успеха, и узнайте откуда они родом.

А сколько известных, знаменитых, богатых людей добились успеха, и многие из них тоже были выходцами из деревень и жили в очень неблагоприятных семьях и условиях.

А в современных реалиях, когда есть Instagram, Tiktok и другие популярные социальные сети, сколько людей, еще вчера никому не известных, сегодня у всех на устах и добились успеха в своем деле.

Посмотрите вокруг и вы найдете десятки доказательств, которые опровергают ваше ограничивающее убеждение.

3. Создать вдохновляющее убеждение.

Далее вместо вашего ограничивающего убеждения необходимо создать вдохновляющие убеждения или аффирмации.

Я достоин того, чтобы быть успешным.

Каждый может достичь успеха.

Успех — неотъемлемая часть моей жизни.

Во мне есть огромный потенциал, чтобы стать успешным и богатым.

Я проживаю свою успешную и счастливую жизнь.

И также найдите примеры и доказательства в своем окружении, среди знаменитых, успешных людей, которые будут подтверждать ваши вдохновляющие убеждения.

4. Внедрить в свою жизнь вдохновляющие убеждения.

Теперь, когда у вас есть список своих вдохновляющих убеждений, старайтесь максимально часто их использовать в своей жизни. Проговаривайте их про себя, разговаривайте ими со своими друзьями, знакомыми, пусть эти вдохновляющие убеждения станут вашей неотъемлемой частью вас.

5. Моделирование убеждений.

Если вы хотите добиться успеха в какой-то сфере жизни или деле, вам необходимо найти человека, который это уже сделал. Познакомьтесь с ним при возможности, узнайте о нем подробнее: во что он верит, на основании чего принимает решения, какие у него убеждения. И внедряйте его подходы, убеждения к себе в жизнь, и тогда успех для вас останется вопросом времени.

Теперь вы знаете, как можно проработать свои ограничивающие убеждения. Знания это, конечно, хорошо — но без действий не будет результата. Поэтому, если вы все-таки хотите других результатов в своей жизни, уделите внимание себе и поработайте над своими ограничивающими убеждениями. Создайте новые вдохновляющие убеждения и внедрите их в свою новую жизнь.

Особенности консультирования тревожно-мнительного клиента

Аннотация: В статье освещаются паттерны поведения, характеризующие тревожно-мнительную личность. Приводятся методы психодиагностики. Описывается пример из практики психологического консультирования тревожно-мнительного клиента.

В связи с ухудшением социально-экономической ситуации в стране, произошло увеличение у людей активирования ранее пережитых психотравм. В данном случае происходит противоречие между недопустимыми импульсами бессознательного и духовными силами, направленными на подавление этих стимулов. В стрессовых ситуациях каждому человеку свойственно проявление тревожности. Однако все люди переживают ее по-разному. Для большинства людей это временное состояние, с которым они справляются самостоятельно.

Читайте так же:
Техника установки внутривенного катетера

Психолог-консультант нередко сталкивается с клиентом, для которого тревожность представляет тяжелое, длительное негативное психическое состояние, как правило, сопровождаемое неприятными физиологическими ощущениями. Особенностям консультирования тревожно-мнительного клиента посвящена данная статья.

Прежде всего, рассмотрим те параметры, которыми характеризуется данный тип личности. При консультировании необходимо учитывать, что «для тревоги характерен симптом повышенной возбудимости» [4, с. 43], что является источником активности человека. Так, А.А. Коноводов отмечает, что тревожность часто служит источником «креативности, генерирующей жизнедеятельность человека» [2, с. 5].

Однако повышенный уровень тревожности отражается в стремлении к идеалу, более высоких показателях перфекционизма. Как следствие, происходит «избирательная концентрация на неудачах и ошибках, негативное сравнение собственных успехов с достижениями других людей, переживание стыда и зависти» [6, с. 4], что приводит, в свою очередь, к ухудшению межличностных отношений, сужению социальных контактов, одиночеству. Однако перфекционизм может не только стимулировать человека к повышению активности за счет сверхмобилизации ресурсов, но и привести к эмоциональному выгоранию, состоянию депрессии, вплоть до блокировки активности.

Выявление в консультировании клиентов, которые относятся к тревожно-мнительному типу личности, необходимо проводить с помощью психодиагностических методов. Прежде всего, это тест на акцентуацию характера (опросник Шмишека, тест по Леонгарду). К тревожно-мнительному типу личности относятся носители «педантичной (психастенической), сенситивной, дистимной (субдепрессивной), эмотивной, аффективно-экзальтированной и шизоидной акцентуаций характера» [3, с. 6].

При выявлении вышеуказанной акцентуации характера целесообразно проведение теста Спилбергера-Ханина для выявления личностной и ситуативной тревожности. Ситуативная тревожность может быть вызвана сложившимися жизненными трудностями (развод, расставание с близким человеком, потеря работы и т.п.). При преобладании личностной тревожности происходит перенапряжение адаптивных систем организма, «особенно у лиц с гипердинамическим типом кровообращения» [1, с. 58]. Если у человека преобладает личностная тревожность, он воспринимает большинство ситуаций как представляющих опасность его самооценке.

Для экспресс-диагностики для выявления повышенной тревожности целесообразным будет использование цветового теста Люшера. Например, сочетание в антипатии зеленого с желтым цветом, свидетельствует о тревожной неуверенности, которая усиливает стремление уйти от ответственных решений, переключению на малозначимые занятия.

Приведем пример консультации Анны, 46 лет. При этом мы учитывали, что «с возрастом женщины становятся более тревожными, чем мужчины» [3, с. 11].

Запрос при обращении – панические атаки, частые простудные заболевания. Состояние вызвано потерей постоянного места работы, свадьбой сына и переездом им в другое место жительства. С мужем отношения в последние годы ухудшились – они психологически отдалились друг от друга. Материально в условиях ее сложного материального положения, он поддерживать свою жену не хочет.

После психодиагностики были выявлены повышенные личностная и ситуативная тревожность, аффективно-экзальтированная и психастеническая акцентуации, сочетание в выборе цветов в антипатии желтого с синим, что свидетельствует о тревожном беспокойстве, базирующемся на внутренне конфликтном сочетании — стремлении к непосредственной самореализации без отягчающей ответственности со склонностью к повышенному самоконтролю, зависимости от реакции значимых других.

Во время ознакомительной консультации клиентка говорила беспрерывно, прерывала психолога-консультанта, что являлось свидетельством скрывающейся за этим тревожности. При проведении психодиагностики поведение Анны сопровождалось перепадами в поведении: от адекватного восприятия задания и его выполнения, до вспышек агрессии, проявляемой на вербальном и невербальном уровнях.

На первом этапе работы с клиенткой, ей было разъяснено, что понимание положительных сторон эмоции тревоги, осознание причин ее формирования, а также овладение приемами по преодолению, будет способствовать «мобилизации всех психических ресурсов» [5, с. 21]. Анна приняла тот факт, что лучше не бороться с самими проявлениями тревоги, а использовать ее в целях более точного прогнозирования развития событий, осознании своих желаний и выбор решений с их учетом.

Анне было дано задание вести дневник наблюдения за своими эмоциями в конце дня, уделяя этому 10-15 минут. Необходимо было описать любые три ситуации, которые произошли в течение дня, прислушиваясь при этом к телесным ощущениям. Анализ выполненных заданий показал, что отрицательное отреагирование происходит при фразах мужа: «ты неудачница», «у тебя ничего не получится», «ты глупая» и т.п. После данных фраз у нее возникал комок в горле, затрудненность дыхания, учащенное сердцебиение.

При описании результатов в дневнике во время консультирования клиентке давалась возможность выговориться, осознать и выразить причины своей тревожности. При возникновении тревоги и нетерпения, настаивании на немедленном, срочном разрешении ее проблем, ей оказывалась «поддержка в том, чтобы быть терпеливым» [7, с. 17].

Было выявлено, что беспрерывное говорение возникает у клиентки в повседневной жизни, что негативно сказывается на межличностных отношениях. Как показал анализ, данные фразы Анна слышала эти фразы в детстве от мамы и бабушки. В связи с этим психотерапия включала переработку чувств страха, злости, агрессии, обиды, вины, стыда и т.п.

На втором этапе работы с клиенткой были проработаны детские психотравмы. В консультировании фобических расстройств применялись техники поведенческой психотерапии (систематической десенсибилизации, тренинг навыков), когнитивной (информирование о причинах и последствиях для здоровья переживания чувств обиды, вины, страха; идентификация мыслей и ситуаций, вызывающих тревогу).

В процессе психологического консультирования на данном этапе клиентка выражала недовольство по поводу медленного, по ее мнению, процесса разрешения ее запроса, обесценивание, в силу неадекватных ожиданий, быстрого решения проблем. При работе с Анной использовались техники контрпарадокса «согласие и поддержка», «экстраполяция», «предписывание проблемы», реакции на критику «сочувствия и разоружения», «самоконтроля», «я-высказывание».

На третьем этапе с Анной проводилось обучение медитативным, релаксационным техникам. Были использованы техники «Чего я хочу в действительности? (7 шагов)», «Радуга (для осознания целей)», «Преобразование проблем в цель».

Таким образом, при психологическом консультировании тревожно-мнительного клиента необходимо учитывать, что для тревоги характерен симптом повышенной возбудимости, служащий, как источником активности, креативности, так и источником перфекционизма, избирательной концентрации на неудачах и ошибках, переживании стыда и зависти, ухудшения межличностных отношений, сужения социальных контактов, одиночества. Тревожно-мнительный тип личности характеризуется эмотивной, педантичной, дистимной, сенситивной, шизоидной, аффективно-экзальтированной акцентуаций характера; преобладанием личностной тревожности. Программа психологического консультирования включает психодиагностику, ведение дневника, использование техник когнитивной, поведенческой психотерапии.

Читайте так же:
Установка насоса для открытой системы отопления

Как психологические установки влияют на жизнь человека

Психологические установки сопровождают нас повсюду. Определенным посылом наделены фильмы и телепередачи. Специалисты в различных областях также работают с каждым клиентом через эти самые установки. Психологическими установками называют программу поведения, которая заложена у человека в подсознании. Человек не осознает этот факт или прослеживает тенденцию уже после совершения поступков. Установки формируются в зависимости от того, что мы видим чаще всего. При этом задействована не только самооценка, но и оценка окружающих людей.

Нет такого человека, который не имел бы в подсознании модели поведения.

Психологи условно делят психологические установки на четыре типа:

  • Я хороший и ты хороший. Это самая эффективная установка, благодаря которой человек понимает, что чаще всего причиной каких-то неблаговидных поступков окружающих людей является недомыслие, а не спланированное желание напакостить. Если человек имеет такую установку, то он адекватно оценивает себя и ждет того же от других. Они не тратят время на выискивание недостатков в себе или окружающих, а сотрудничают конструктивно.
  • Я хороший, а ты плохой. Такая установка характерна для тех, кто может самоутвердиться только за счет окружающих. Эти люди в собственных проблемах обвиняют окружающих, пытаются выместить раздражение из-за того, что не получается задуманного. Человек с такой установкой способен возвыситься в собственных глазах только после того как унизит других людей.
  • Я плохой, а ты хороший. Чаще всего установку можно обнаружить у тех людей, которые имеют низкую самооценку или страдают комплексом неполноценности. Они стремятся отдалиться от людей, не входят в близкий контакт или, наоборот, выбирают сильную личность и «присасываются» к ней. Для людей с такой установкой характерна хроническая депрессия.
  • Я плохой и ты плохой. Самая сложная установка. Из-за подобных мыслей человек перестает радоваться жизни, интересоваться людьми, его постоянными спутниками становятся безнадежность и тоска. Таких людей отличает легкая раздражительность, непредсказуемость и склонность к депрессиям в тяжелой форме. Они не видят выхода из ситуации, а потому не могут изменить свое мировоззрение.

Обычно у человека в голове смесь из всех установок, но есть одна, которая занимает доминантную позицию.

Откуда берутся наши установки?

Установки в подсознании формируются из нескольких источников.

  1. Собственный негативный опыт Например, однажды вы потерпели неудачу в какой-то значимой жизненной ситуации. И в дальнейшем, сталкиваясь с чем-то подобным, испытываете страх, что провал повторится вновь. В результате начинаете избегать тех ситуаций, которые могут привести к повторению сценария: например, отказываетесь от попыток чего-то достичь, избегаете серьезных отношений и т. д.
  2. Родительские утверждения Дети воспринимают эмоционально заряженный посыл от родителей безусловно, принимают как истину. И даже во взрослой жизни такие установки могут полностью определять решения и поступки человека. Например, если ребенок постоянно слышит от родителей, что деньги — это зло и их Психология и жизнь Апрель, 2020 невозможно заработать честно, ему будет довольно сложно выстроить «здоровые отношения» с деньгами в дальнейшей жизни. А утверждение матери о том, что на мужчин нельзя полагаться и следует опираться только лишь на себя, может серьезно осложнить личную жизнь ее дочери.
  3. Народная мудрость Войны, революции, голод, репрессии — все это складывалось определенным образом в мировоззрении людей. Так формировались установки, которые обеспечивали людям выживание. Например, демонстрировать достаток было опасно для жизни. Сегодня подобные установки потеряли актуальность, но продолжают влиять на жизнь многих, усложняя ее. И неосознанно мы можем передавать эти установки дальше по цепочке, своим детям. Сюда же относятся народные премудрости. Например, вбитая в вашу голову пословица «Кто работает, тот ест» может стать причиной того, что вам во время работы может все время хотеться есть.

Установки: польза и/или вред?

Убеждения, живущие в голове, не всегда однозначно помогают или вредят. Например, установка «я со всем справлюсь сам(а)» может ставить запрет на просьбы о помощи, когда человек на самом деле в ней нуждается. Но в критичных ситуациях, когда действительно многое зависит от самого человека, она поможет справиться с трудной задачей. Выявив определенную мысленную установку (например, «я не могу позволить себе отдых»), вы можете разобрать, насколько она помогает или вредит вашей жизни в настоящее время, ответив письменно на следующие вопросы:

  • чего мне помогло достичь это убеждение?
  • что оно помогло предотвратить?
  • что позволяет мне эта установка?
  • что она позволяет мне иметь?
  • кем она позволяет мне быть?
  • что правильного в том, что… (сформулировать убеждение)?
  • какие преимущества оно мне дает?
  • как это убеждение можно использовать против других?
  • ставило ли это мое убеждение других в неудобное положение?
  • к чему оно меня привело?
  • из чего меня вывело это убеждение?
  • что оно решило в моей жизни? Для определения последствий определенной установки напишите ответы на следующие вопросы:
  • что случится, если это убеждение верно?
  • что случится, если оно неверно?
  • чего не случится, если оно верно?
  • чего не случится, если оно неверно?

Обнаружив установку, которая вам мешает, выписываете ее и рядом пишете: «ОТМЕНИТЬ!». Наше подсознание прекрасно понимает такие методы. Еще вариант: можно переписать установку в позитивном ключе: вместо «деньги — это опасно», «деньги — это безопасно».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector